Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Председатель Комиссии Мурманского УФАС России: Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии: Неплюева А.В. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чоповская Н.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Гусевой К.А. (по доверенности), представителя ГОБУЗ "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск" - Лемешко В.И. (по доверенности); индивидуального предпринимателя Коломийцева Артема Витальевича (лично) и через представителя по доверенности - Котлярова И.В.; представителей ООО "ИВК Медикл" (участник закупки) - Дремовой Е.В., Колобова А.А. (доверенности), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Коломийцева Артема Витальевича (далее - ИП Коломийцев, Заявитель) на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (электроэнцефалограф), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N 0149200002324004784), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
19.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении совместного аукциона в электронной форме (далее - Извещение). Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области. Заказчики: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Апатитско- Кировская центральная районная больница"; Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кольская центральная районная больница"; Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск"; Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Ловозерская центральная районная больница"; Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 2". Наименование объекта закупки: Поставка медицинских изделий (электроэнцефалограф), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 338 800,00 р.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что при составлении Раздела "Описание объекта закупки" Заказчик
установил
характеристики закупаемого товара, подходящие под одного единственного производителя (ООО "Нейрософт"), что приводит к ограничению потенциальных участников закупки и нарушению положений статьи 8, статьи 10, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчик - ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск" и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, представили письменные и устные возражения. Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно 5 августа 2024 года в 14 часов 30 минут посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи. Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения. Объектом спорной закупки является поставка медицинских изделий (электроэнцефалограф), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий: код позиции КТРУ - 26.60.12.129-00000213 "Электроэнцефалограф", обязателен к применению с 02.02.2021.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в данной позиции КТРУ отсутствуют сведения о характеристиках товара. Следовательно, поскольку в указанной позиции КТРУ отсутствуют сведения о характеристиках товара, Заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии со своей потребностью в товаре. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Комиссия Мурманского УФАС России установлено, что в приложении в Извещению о проведении закупки в текстовом файле "Описание объекта закупки" по каждой характеристике Объекта закупки содержится обоснование включения дополнительной информации о товаре. Вместе с тем, по мнению Заявителя Заказчики в описании объекта закупки
установили
избыточные требования, среди которых ИП Коломийцев выделил следующие параметры:
- виды математического анализа (сравнительный, вейвлет анализ, анализ независимых компонент;
- светодиодная индикация качества установки электродов посредством измерения импеданса на передней панели электронного блока;
- референтный электрод - ЭЭГ электрод; Запись биполярных отведений - Без установки дополнительных референтных электродов;
- построение топографических карт мгновенной амплитуды спайков и острых волн;
- дистанционное наблюдение за процессом регистрации ЭЭГ по локальной сети;
- задание индивидуальных параметров регистрации для любого канала (Фильтр, масштаб, входной диапазон);
- режим "дополнительное окно" в процессе записи и просмотра ЭЭГ;
- автоматическое построение топографических карт распределения по скальпу;
- одновременный просмотр на экране нескольких обследований и нескольких проб одного обследования;
- формат базы данных (Mdfx, Nspack);
- минимальное значение частоты диапазона полосы пропускания < 0,16 Герц;
- максимальное значение частоты диапазона полосы пропускания > 150 Герц;
- светодиодный фотостимулятор на стойке;
- электрод ЭЭГ скальповый > 23 шт.; Представители ООО "ИВК Медикл" и ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск" в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что установление спорных характеристик обусловлено необходимостью оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам и соответствуют Рекомендациям экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния,- 2016.
- N 8(4).
Так, например, параметр: "Светодиодный фотостимулятор на стойке": для проведения исследования представлен у большинства электроэнцефалографов высокого качества; поломка и ремонт отдельного элемента являются более рациональными и экономичными, т.к. при поломке встроенного фотостимулятора выводится из рабочего процесса весь прибор ЭЭГ. Указанный параметр соответствует пункту 1.6. Рекомендаций экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния,- 2016.
- N 8(4).
- с. 99-108.
Так, например, установленный параметр "референтный электрод - ЭЭГ электрод; Запись биполярных отведений - Без установки дополнительных референтных электродов" соответствует пункту 2.1 Рекомендаций экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния,- 2016.
- N 8(4).
- С. 99-108.
Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что Заказчики являются учреждениями здравоохранения, целью которых является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки. Необходимость закупки медицинских изделий с характеристиками, указанными в описании объекта закупки, обусловлена требованиями статьи 4 Закона N 323-ФЗ, которой предусмотрено, что одними из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи. Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Согласно пояснениям представителя ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск", при подготовке к аукциону Заказчик провел мониторинг рынка медицинских изделий.
В результате анализа были выявлены товары, как минимум, двух производителей, соответствующие установленным в Описании объекта закупки характеристикам, в том числе:
1.Комплекс аппаратно-программный электроэнцефалографический "Мицар-ЭЭГ-202" по ТУ 9441-004-52118320-2005 (производитель ООО "МИЦАР", Российская Федерация);
2.Комплекс компьютерный многофункциональный для исследования ЭЭГ, ВП и ЭМГ "Нейрон-Спектр-4" по ТУ 26.60.12-014-13218158-2017 (исполнение 4) (производитель ООО "Нейрософт", Российская Федерация). Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны и обоснованы только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Мурманского УФАС России признает доводы жалобы необоснованными. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Коломийцева Артема Витальевича на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (электроэнцефалограф), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N 0149200002324004784) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: А.В.Неплюева Н.И.Чоповская Исп.Чоповская Н.И. тел.68-50-53
2024-3874
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 5 августа 2024 г. N 051/06/106-549/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024