на основании доверенности), представителя ГКУ ПК "Финансово-хозяйственное управление" - Стариковой М.Е. (на основании доверенности),
рассмотрев обращение (вх.N 11085/24) ГКУ ПК "Финансово-хозяйственное управление" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МедПромСтрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Пермский край, Пермский район, п. Кукуштан, ул. Уральская, 18 Лит. А с целью приведения здания в нормативное состояние и доступности ММГН (изв.N 0156200009922000389),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009922000389 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Пермский край, Пермский район, п. Кукуштан, ул. Уральская, 18 Лит. А с целью приведения здания в нормативное состояние и доступности ММГН. Начальная (максимальная) цена контракта - 58 703 270,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 26.07.2024 исх.N 7920/24) рассмотрение обращения было назначено на 30.07.2024 в 16:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 31.07.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 2590299523322000014 27.06.2022 г. между Заказчиком и ООО "МедПромСтрой" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Пермский край, Пермский район, п. Кукуштан, ул. Уральская, 18 Лит. А с целью приведения здания в нормативное состояние и доступности ММГН (далее - Контракт). Цена контракта - 49 956 430,90 руб.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 02.07.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснений представителя Заказчика, следует, что в п. 1.3 Контракта были установлены сроки выполнения работ:
1) этап 1: 01.07.2022 - 60 календарных дней с даты начала этапа;
2) этап 2: с даты окончания этапа 1 - 60 календарных дней с даты начала этапа;
3) этап 3: с даты окончания этапа 2-63 календарных дней с даты начала этапа.
В ходе исполнения Контракта работы были приостановлены по причине необходимости усиления конструкции здания. Приостановка работ была осуществлена 23.09.2022 г. Частичное возобновление работ было осуществлено 06.07.2023 г. Полное возобновление работ осуществлено - 12.03.2024 г., когда была осуществлена приемка работ по усилению конструкций. Фактически первый этап работ должен был выполнен, и сдан в полном объеме Подрядчиком в срок до 03.09.2022 г. (объект передан Подрядчику 04.07.2022 г.). Вместе с тем, с момента возобновления работ от 06.07.2023 г. до 11.07.2024 г. прошло - 370 календарных дней. По состоянию на 11.07.2024 г. Контракт должен был быть исполнен в полном объеме, даже с учетом сроков приостановки работ. 02.07.2024 г. от Подрядчика в адрес Заказчика поступило письмо с требованием оплатить часть выполненных работ по первому этапу с целью дальнейшего расторжения контракта по соглашению сторон. 04.07.2024 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 34/8-17-10-113исх, в котором установил Подрядчику срок исполнения и сдачи первого этапа работ до 11.07.2024 г. Однако требование Заказчика исполнено не было, ответ со стороны Подрядчика получен не был. Таким образом, Подрядчик продолжает существенно затягивать сроки исполнения работ, тем самым нарушая существенные условия контракта. Существенным признается нарушение контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта. Заказчик при заключении социально значимого контракта рассчитывал на добросовестность Подрядчика. При подписании Контракта Подрядчик был ознакомлен со всеми условиями, указанными в Техническом задании и согласился их исполнять надлежащим образом. Также со стороны Подрядчика дважды не было исполнено законное требование Заказчика по предоставлению гарантийных обязательств, письма от 24.08.2023 г. N 34/8-17-10-145исх. и письмо от 04.07.2024 г. N 34/8-17-10-113исх.
На основании ст. 95 Закона о закупках, в связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, 11.07.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.07.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в реестровой записи контракта N 2590299523322000014 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 11.07.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.07.2024 г. Информация об ООО "Медпромстрой" была направлена в адрес Пермского УФАС России 24.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика указал, что в ходе выполнения работ по Контракту, были выявлены многочисленные несоответствия проектной сметной документации с фактическим состоянием объекта. Без внесения изменений в проектную документацию и локально-сметные расчеты выполнить работы в полном объеме и закончить их в срок было невозможно. Подрядчик неоднократно уведомляло об этом Заказчика, просило внести изменения в техническую документацию, предупреждало о последствиях, однако никаких действий со стороны Заказчика предпринято не было. 26.07.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N93-07, в котором Подрядчик уведомил Заказчика, что вынужден с 26.07.2022 г. приостановить работы по разделу проекта "Автоматика пожарной сигнализации в связи с выявленными недостатками к проектно-сметной документации, тем самым невозможность их выполнения. 26.07.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N94-07, в котором Подрядчик уведомил Заказчика, что вынужден с 26.07.2022 г. приостановить выполнение работ по разделу проекта "Сети связи" в связи с выявленными недостатками к проектной-сметной документации, тем самым невозможность их выполнения. 17.08.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N124-08, в котором Подрядчик уведомил Заказчика, что вынужден с 17.08.2022 г. приостановить выполнение работ по разделу проекта "Архитектурно-строительные решения" и "Отопление вентиляция" в связи с выявленными расхождениями проектной-сметной документации обоих разделов, тем самым невозможность их выполнения. 09.09.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N147-09, в котором Подрядчик сообщил о выявленных недостатках проектной-сметной документации, а также об ошибке в проектной документации, тем самым приостановив работы по устройству кровли 14.09.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N154-09, в котором Подрядчик сообщил о выявленных деревянных перекрытиях первого этажа, которые находились в ненадлежащем состоянии, в связи с чем Подрядчик был вынужден демонтировать их. 04.10.2022 г. в адрес Заказчика было направлено письмо N167-10, в котором Подрядчик сообщил о выявленных дополнительных объемах работ, также о несоответствии проектной документации с фактическим состоянием объекта, тем самым требуя выполнить обследование здания, так как выявленные несоответствия влияют на несущую способность здания. Позже в адрес Заказчика были направлены повторные письма, исх. N210-11 от 28.11.2022 г., N211-11 от 28.11.2022 г., N212-11 от 28.11.2022 г., N213-11 от 28.11.2022 г., N214-11 от 28.11.2022 г., N215-11 от 28.11.2022 г., N03-01 от 23.01.2023 г., N04-01 от 23.01.2023 г., N05-01 от 23.01.2023 г., N06-01 от 23.01.2023 г., N07-01 от 23.01.2023 г., N08-01 от 23.01.2023 г., N09- 01 от 23.01.2023 г. с просьбой рассмотреть выявленные недостатки, несоответствия в проектной сметной документации, в том числе сопоставив с фактическим состоянием объекта, внести изменения в проектную документацию для возможности дальнейшего выполнения работ по объекту. В ответ на все ранее направленные письма Подрядчика, от Заказчика пришло письмо от 09.12.2022 г. N34/8-15-10-763исх, о том, что все письма Подрядчика были направлены в адрес благополучателя, и о принятии решений будет сообщено дополнительно. Как отметил Подрядчик в письменных пояснениях, отсутствие либо ненадлежащее проведение по предпроектному обследованию здания по адресу: Пермский край, Пермский район, п. Кукуштан, ул. Уральская, 18 Лит. А, компанией ООО "Альба" привело к некачественному составлению проектно-сметной документации, в которой не были определены характеристики и состав несущих стен, фундаментов и перекрытий (отсутствует расчет несущих способностей стен и здания в целом). Также Подрядчик полагает, что Заказчиком не был выполнен входной контроль проектной сметной документации, в том числе сопоставление документации с фактическим состоянием объекта. 12.12.2022 г. Подрядчиком было получено письмо, исх. N34/8-15-10- 764исх, в котором Заказчик сообщил о заключении контракта с компанией ООО "АКСЭС" на обследование здания с последующей разработкой проектной сметной документации по усилению несущих конструкций. 23.01.2023 г. в адрес Заказчика было направлено письмо, исх. N10-01 с просьбой сообщить о готовности проектной сметной документации по итогам обследования здания ООО "АКСЭС", в связи с непониманием по дальнейшему исполнению контракта, так как, согласно п.п. 10.1. срок действия контракта истекал 31.01.2023 г. В ответ от Заказчика никаких ответов не поступало. Затем, по итогам обследования здания с последующей разработкой проектной сметной документации по усилению несущих конструкций, ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" заключила договор от 27.06.2023 г. на выполнение работ на усиление несущих конструкций, который был исполнен и подписаны акты выполненных работ от 12.03.2024 г. Таким образом, в период исполнения контракта по усилению несущих конструкций, выполнять работы по капитальному ремонту здания было невозможно. В период выполнения работ по усилению несущих конструкций, Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо от 24.08.2023 г., исх. N34/8-17-10-145исх. о предоставлении обеспечения исполнения контракта "задним числом", а именно дата начала её действия должна быть 29.02.2023 г., а дата окончания её действия должна превышать планируемый срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц. Как отметил представитель Подрядчика, Подрядчик уведомлял о завершении срока действия контракта еще 23.01.2023 г., согласно письму исх. N10-01, однако Заказчик отреагировал по истечении более 6 месяцев, когда срок действия контракта уже истек. В ответ Подрядчик направил письмо от 10.09.2023 г. исх. N101-09 о невозможности предоставления независимой гарантии на исполнение обязательств "задним числом", в связи с тем, что на дату написания письма, срок действия контракта истек, проект дополнительного соглашения о продлении сроков выполнения работ и срока действия контракта между Заказчиком и Подрядчиком не был направлен и подписан.
Как отметил представитель Подрядчика в ходе заседания Комиссии, Заказчик отвечал на письма Подрядчика формально, не внес изменения в локально-сметные расчеты и проектную документацию, не заключил дополнительное соглашение по продлению срока действия Контракта, а также сроков выполнения работ в связи с приостановкой работ по объекту, в результате чего ООО "МедПромСтрой" не смог выполнить работы в полном объеме. Работы были выполнены частично на сумму 11 862 968,22 руб., направленные в адрес Заказчика, согласно письму исх. N226-04 от 19.04.2024 г., акты выполненных работ по форме КС2,3 не приняты и не подписаны.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так в адрес Комиссии была представлена переписка сторон в рамках исполнения Контракта. В ходе анализа поступивших документов Комиссия установила, что в 2022 г. Подрядчиком направлялись письма в адрес Заказчика о необходимости внесения изменений в проектную документацию. Также Комиссия установила, что на основании письма ООО "Центр Строительного Инжиниринга" от 23.09.2022 г. выполнение Подрядчиком работ было приостановлено. Разрешение на производство работ было направлено Заказчиком 06.07.2023 г. 03.04.2024 г. Подрядчик был готов осуществить приемку выполненных работ по первому этапу.
Комиссия приходит к выводу, что от исполнения Контракта Подрядчик не отказывался, был готов выполнить работы при условии внесения изменений в проектную документацию.
Также Комиссия отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно имеющейся проектной документации и разночтений ее содержания.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, ненадлежащего исполнения обязательств Контракта со стороны Подрядчика не допущено.
Согласно подп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "МедПромСтрой" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "МедПромСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 июля 2024 г. N РНП-59-298
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024