Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 11280/24) ЧРГСС ФБУ "Администрация "Камводпуть" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гидромаш-Краснодар" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку электродвигателя (N изв. 0356100024424000001).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 01.08.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 05.08.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку электродвигателя. Начальная (максимальная) цена контракта 614 728,72 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
06.03.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 6-2024/К на поставку электродвигателя на сумму 392 600,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта Обществом, 16.07.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить электродвигатель, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
1.3. Получателем товара (работы, услуги) и плательщиком от имени Заказчика по настоящему контракту является Чайковский район гидротехнических сооружений и судоходства-филиал ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" (ЧРГСС).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
12.3. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отказ Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную ин-формацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Решение об одностороннем отказе принимается и оформляется в соответствии с действующим законодательством.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления Поставщика является 16.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 29.07.2024 г.
Информация об ООО "Гидромаш-Краснодар" направлена в адрес Пермского УФАС России 29.07.2024 г.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик принял данное решение ввиду следующего.
В соответствии с условиями Контракта ООО "Гидромаш-Краснодар" приняло на себя обязательство поставить Товар в адрес Заказчика со сроком поставки в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта, а именно до 03.04.2024 г.
В течение действия Контракта представитель Заказчика неоднократно созванивался с Поставщиком по номеру телефона, указанному в Контракте, и уточнял сроки поставки товара.
Однако, в установленный Контрактом срок поставки товара - 03.04.2024 г., Поставщик свои обязательства по поставке электродвигателя не исполнил.
Согласно п. 12.1 Контракта, Контракт действует до 22.05.2024 г., однако к указанной дате электродвигатели Заказчику также не были поставлены.
10.06.2024 г., Поставщик обратился к Заказчику с письмом исх. N 283 с предложением согласовать новую дату поставки товара - 12.07.2024 г.
Заказчик в ответном письме исх. 318 от 17.06.2024 г. согласовал перенос сроков поставки товара не позднее 12.07.2024 г.
По состоянию на 16.07.2024 г. Поставщик свои обязательства по Контракту не исполнил, товар не поставил.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, п.п. 12.3., 12.4. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
На основании указанных обстоятельств Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Общество в предоставленных пояснениях указывает следующее.
При подаче и дальнейшем рассмотрении заявки по электронному аукциону, Поставщику не было известно, что электродвигатели для поставки требуются с нестандартными техническими характеристиками с напряжением 220/380 В (вместо стандартных 380/660 В).
В связи с этим, предварительно согласованный поставщиком с заводом-изготовителем срок поставки электродвигателей не мог быть соблюден.
Соответствующий заказ на изготовление электродвигателей был размещен Поставщиком у нового изготовителя - ООО "НасосЭлектроПром".
Также Обществом был произведен поиск других изготовителей в России с более короткими сроками поставки требуемого товара.
Вместе с тем, данный поиск положительного результата не дал. О сложившейся ситуации Заказчик были извещен письмом Исх. N° 283 от 10.06.2024 г.
Далее был установлен новый срок поставки электродвигателей - 12.07.2024 г.
За два дня до истечения нового срока поставки Поставщиком от ООО "НасосЭлектроПром" получено письмо от 10.07.2024 Исх. N° 58, согласно которому срок поставки электродвигателей в адрес Поставщика задерживается и товар будет готов к отгрузке через 30-45 дней (09 - 24.08.2024 г.).
Об этом Обществом было сообщено Заказчику.
Вместе с тем, новый срок поставки Заказчика не устроил.
В результате Заказчиком было принято решение от 16.07.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 06.03.2024, а также направлена претензия от 16.07.2024 г. N° 373 об уплате штрафа за нарушение срока поставки электродвигателей.
Общество обращает внимание на то, что ООО "Гидромаш-Краснодар" платежным поручением от 31.07.2024, вышеуказанный штраф был оплачен.
В подтверждение своей позиции, Общество предоставило в адрес Комиссии переписку сторон в полном объёме, в том числе все вышеуказанные документы, а также иные документы.
Комиссией установлено, что не смотря на возникшие у Общества проблемы с поставкой изначально-предлагаемого товара, действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, что выразилось, в частности, в предложении поставки иного товара.
Вместе с тем, ввиду возникновения проблем с поставкой иного товара, выразившихся в задерживании контрагентом Поставщика срока поставки предлагаемого товара.
Не смотря на вышеуказанное, Общество не прекращало взаимодействий с Заказчиком и информировало его о сложившейся ситуации.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, Общество исполнило 611 государственных и муниципальных контрактов.
На основании вышеописанного, Комиссия сообщает, что исходя из анализа предоставленной переписки, пояснений сторон, можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Общества или об умысле Поставщика, направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Деловой союз" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Гидромаш-Краснодар" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 августа 2024 г. N РНП-59-304
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024