Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя управления, М.А. Грицай, члены Комиссии - старший государственный инспектор, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МЕДИЦИНСКИЕ РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярская межрайонная клиническая больница N 20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при проведения электронного аукциона ЭА-N-12280/24 "Поставка с доставкой держателей электрохирургических многоразовых для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона"" с извещением N 0119200000124011826 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения (исх. N МД/11973/24 от 29.07.2024) (далее - Уведомление). 2024-12847 До начала заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу от подателя жалобы в содержании жалобы были заявлены ходатайства о предоставлении возможности участия в рассмотрении жалобы по существу с использованием системы видео-конференц-связи, об ознакомлении с возражениями заказчика, представленными в адрес Красноярского УФАС России на основании Уведомления. Рассмотрев вышеуказанные ходатайства по существу, Красноярское УФАС России заблаговременно предоставило подателю жалобы возможность ознакомления с возражениями заказчика, представленными в адрес Красноярского УФАС России на основании Уведомления, и проинформировало об отсутствии технической возможности провести заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу с использованием системы видео-конференц-связи, о чем податель жалобы был уведомлен соответствующим письмом Красноярского УФАС России (исх. N ГМ/12229/24 от 01.08.2024).
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Податель жалобы, заказчик явку своих представителей на указанное заседание Комиссии не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, установив в описании объекта закупки характеристику "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем", заказчик тем самым
установил
необоснованные, эксклюзивные характеристики, приводящие к ограничению конкуренции, поскольку таким характеристикам соответствует товар только одного производителя - "ЭРБЭ Электромедицин ГмбХ". Податель жалобы отметил, что обращался к заказчику с запросом о разъяснении причин установления указанной характеристики в извещении о проведении электронного аукциона, ответ заказчика на который также не отвечает критерию правомерности, по мнению подателя жалобы. Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения (с приложением подтверждающих документов) в отношении доводов жалобы, из которых следует, что извещение о проведении электронного аукциона составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из фактической потребности заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 958 920,95 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 2024-12847 Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, в случае, если описание товара в соответствии с пунктом 13 Правил формирования КТРУ не сформировано, то есть описание товара Минфином России в позицию КТРУ не включено во вкладку "Описание товара, работы, услуги" позиции КТРУ, то для заказчика не наступают условия применения пункта 4 Правил использования КТРУ в отношении описания товара, не сформированного и не включенного в позицию КТРУ. При этом, заказчик использует при осуществлении закупки позицию КТРУ и самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, то есть самостоятельно устанавливает, исходя из объективно существующей потребности, характеристики закупаемого товара. Указанный подход сформирован в письме Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется по позиции N 2 закупка держателей электрода электрохирургического, многоразового использования, соответствующих позиции КТРУ 32.50.50.190-00001083.
Проанализировав содержание позиций КТРУ 32.50.50.190-00001083 "Держатель электрода электрохирургический, многоразового использования", Комиссия установила, что описание товара в соответствии с пунктом 13 Правил формирования КТРУ в рассматриваемой позиции КТРУ не 2024-12847 сформировано, то есть описание товара Минфином России в указанную позицию КТРУ не включено во вкладку "Описание товара, работы, услуги". Следовательно, заказчик, используя при осуществлении закупки рассматриваемую позицию КТРУ, не был лишен возможности самостоятельно сформировать описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, исходя из объективно существующей потребности. Комиссия установила, что в позиции N 2 описания объекта закупки заказчик допустил указание на необходимость соответствия закупаемого товара, в том числе, следующей характеристике: "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем" с неизменным показателем "Соответствие".
Также в описании объекта закупки заказчиком сообщено о том, что применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик объекта закупки, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара (оказания услуги/ выполнения работы) надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности заказчика. Рассматривая сами по себе действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия считает необходимым учесть следующее. Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике, о чем свидетельствует содержание, например, решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2018 по делу А33-27978/2017, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.12.2017 по делу NА33-3232/2017, от 10.10.2017 по делу NА33-631/2017, Определения Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2017 N305-ЭС17-7844, Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
В данном случае установление в извещении о проведении электронного аукциона иных характеристик держателей электрода электрохирургического, многоразового использования (исключение из описания объекта закупки характеристики "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем") не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Согласно письменным пояснениям заказчика, установленная заказчиком характеристика "Рукоятка держателя электрода со съемным кабелем" имеет принципиальное значение для заказчика, поскольку она обусловлена потребностями лечебного процесса в целях обеспечения возможность подключения держателя к разным ЭХВЧ блокам, находящимся у заказчика, путем использованию кабелей с разными аппаратными выходами. Кроме того, в процессе эксплуатации приобретаемых держателей заказчику важно наличие возможности замены кабеля, что существенно экономит бюджетные средства заказчика на приобретение дополнительных расходных материалов. 2024-12847 С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям, с учетом того обстоятельства, что закупка держателей электрода электрохирургического, многоразового использования осуществляется заказчиком в целях достижения максимального результата при оказании своевременной и качественной медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Кроме того, сами по себе действия заказчика по установлению рассматриваемой характеристики товара с неизменным показателем не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, во-первых, из буквального содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе прямо следует возможность заказчика использовать при составлении описания объекта закупки показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, со значениями показателей, которые не могут изменяться, во-вторых, установление такой характеристики сопровождено соответствующим обоснованием, прямо предусмотренным пунктом 6 Правил использования КТРУ. Само по себе несогласие подателя жалобы с содержанием обоснования необходимости включения в описание объекта закупки оспариваемой характеристики, которое фактически присутствует в таком описании, не свидетельствует о его неправомерности, поскольку ни Правила использования КТРУ, ни статья 33 Закона о контрактной системе не предъявляют требований, правил, критериев, которым должно соответствовать по своему фактическому содержанию рассматриваемое обоснование заказчика. В отношении довода подателя жалобы о том, что установление в описании объекта закупки характеристики "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем" влечет ограничение конкуренции, Комиссия сообщает следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют 2024-12847 названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Выше по тексту настоящего решения Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований как КТРУ 32.50.50.190-00001083, так и фактической потребности заказчика.
Согласно письменным пояснениям заказчика, при формировании описания объекта закупки по позиции N2 заказчик добросовестно исходил из собственной многолетней практики использования товара, а также сообщил о том, что под описание объекта закупки по позиции N2 подходят товары следующих производителей: "ЭРБЭ Электромедицин ГмбХ", Германия; "Гюнтер Биссингер Медицинтехник ГмБх", Германия. Кроме того, Комиссией на основании документов, представленных оператором электронной площадки и размещенных в ЕИС, установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, в которых по позиции N2 предложен товар производства "Гюнтер Биссингер Медицинтехник ГмБх", Германия (РУ N РЗН 2016/5061 от 28.11.2016).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2024 NИЭА1 обе поступившие на участие в электронном аукционе заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Комиссия отмечает, что указанная совокупность обстоятельств свидетельствует о том, что у участников закупки не возникло затруднений в определении потребности заказчика, изложенной в описании объекта закупки по позиции N2, в формировании своего предложения в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, при том условии, что действия заказчика по установлению в описании объекта закупки по позиции N2 характеристики "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем" фактически не привели к отклонению какой-либо заявки по причине ее несоответствия требованиям извещения о проведении электронного аукциона, что свидетельствует о том, что рассматриваемые действия заказчика не повлекли ограничения конкуренции, в отсутствие доказательств обратного. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей. Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, то действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную потребность заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе. В отношении довода подателя жалобы о неправомерности действия заказчика, связанных с предоставлением разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия сообщает следующее.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного 2024-12847 аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На основании анализа сведений ЕИС Комиссия установила, что в соответствии с запросом участника закупки о разъяснении установления в извещении о проведении электронного аукциона в позиции N2 описания объекта закупки характеристики "Рукоятка держателя электрода со съёмным кабелем" 24.07.2024 заказчиком в ЕИС были размещены разъяснения причин установления указанного требования в извещении о проведении электронного аукциона. При этом, в таких разъяснениях указан предмета запроса, не указан участник закупки, от которого поступил такой запрос, и содержание таких разъяснений не изменили суть извещения об осуществлении закупки, что в совокупности не противоречит требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. Иных требований к содержанию разъяснений положений извещения о проведении электронной процедуры Закон о контрактной системе не предъявляет, следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы является несостоятельным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "МЕДИЦИНСКИЕ РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Г.Г. Мамедова А.Р. Мулагалеев Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12847
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 августа 2024 г. N 024/06/106-2375/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024