Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя управления, М.А. Грицай, члены Комиссии - старший государственный инспектор, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АЙРУС" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярская межрайонная детская клиническая больница N 1" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона ЭА-N-11297/24 "Поставка комплектующих для системы видеонаблюдения" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "АЙРУС" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000124011677, ИКЗ 242246021360424600100103430010000244.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронной процедуры требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. 2024-12846 Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Податель жалобы, заказчик явку своих представителей на указанное заседание Комиссии не обеспечили, каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что заказчиком, уполномоченным органом ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона, а именно: описание объекта закупки содержит требование о том, чтобы приобретаемый по позиции N4 коммутатор обладал внешним блоком питания. По сведениям подателя жалобы, в настоящее время на рынке не представлены коммутаторы полностью подходящие под технические характеристики, установленные заказчиком, которые были бы укомплектованы внешним блоком питания. При этом, по мнению подателя жалобы, встроенный блок питания обладает рядом преимуществ.
Также податель жалобы ходатайствовал о проведении проверки в части коммерческих предложений, использованных при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и фактической потребностью заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 2 189 066,82 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о 2024-12846 техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком по позиции N 4 осуществляется закупка коммутатора, соответствующего позиции КТРУ 26.30.11.110-00000041.
В описание объекта закупки заказчиком установлено, в том числе, требование о том, чтобы поставляемый товар, в том числе, соответствовал характеристике "Блок питания" с показателем "Внешний". 2024-12846 Проанализировав содержание позиции КТРУ 26.30.11.110-00000041, Комиссия установила, что в описание товара "Коммутатор" включена, в том числе, как характеристика, обязательная к применению, характеристика "Блок питания" с показателем "Внешний", помимо иных характеристик и показателей рассматриваемого товара.
Таким образом, установив в описании объекта закупки вышеуказанное требование, заказчик фактически руководствовался требованиями КТРУ 26.30.11.110-00000041, не допустил отступления от них, не использовал иные показатели таких характеристик, отличные от КТРУ 26.30.11.110-00000041.
Следовательно, обосновывать в рассматриваемой части необходимость установления такой характеристики в описании объекта закупки заказчик не был обязан, поскольку условия для формирования такого обоснования в описании объекта закупки как в соответствии с требованиями пункта 6 Правил использования КТРУ, так и в соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не наступили. Кроме того, системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении электронного аукциона иных характеристик коммутатора (изменение типа блока питания) не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемым коммутаторам, с учетом потребности заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение рассматриваемой характеристики послужило основанием для отклонения какой-либо заявки на участие в электронной процедуре. Таких доказательств не установлено и Комиссией в ходе рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. Утверждение подателя жалобы о том, что в настоящее время на рынке не представлены коммутаторы полностью подходящие под технические характеристики, установленные заказчиком, которые были бы укомплектованы внешним блоком питания, опровергается, во-первых, отсутствием его документального подтверждения со стороны подателя жалобы, во-вторых совокупностью нижеследующих обстоятельств. Комиссией на основании документов, представленных оператором электронной площадки и размещенных в ЕИС, установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, в которых по позиции N 4 указанные участники закупки представили показатель "Внешний" характеристики "Блок питания" в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.07.2024 NИЭА1 2 (две) из поступивших на участие в 2024-12846 электронном аукционе заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, иные заявки были отклонены на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Комиссия отмечает, что указанная совокупность обстоятельств свидетельствует о том, что у участников закупки не возникло затруднений в определении потребности заказчика, изложенной в описании объекта закупки, в формировании своего предложения в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, при том условии, что действия заказчика по установлению в описании объекта закупки по позиции N4 характеристики "Блок питания" с показателем "Внешний" согласно позиции КТРУ 26.30.11.110-00000041 фактически не привели к отклонению какой-либо заявки по причине ее несоответствия требованиям извещения о проведении электронного аукциона, что свидетельствует о том, что рассматриваемые действия заказчика не повлекли ограничения конкуренции, в отсутствие доказательств обратного. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В данном случае поскольку заказчик в необходимой ему мере детализировал объект закупки, то включение в извещение о проведении электронного аукциона оспариваемой подателем жалобы характеристики коммутатора не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронной процедуре. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заявленный подателем жалобы довод не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. 2024-12846 В отношении ходатайства подателя жалобы о проведении проверки в части коммерческих предложений, использованных при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия сообщает, что из пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе следует, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении, в том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, контроль в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключенного по результатам проведения закупки, не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов, следовательно, у Комиссии отсутствуют полномочия по осуществлению контроля действий заказчика в рассматриваемой части.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 8, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "АЙРУС" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Г.Г. Мамедова А.Р. Мулагалеев Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12846
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 августа 2024 г. N 024/06/106-2373/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024