Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края - Рохманова Антона Сергеевича,
от ООО "Газпром Газораспределение Барнаул" - Устиновой Татьяне Борисовне, Ахапкина Андрея Александровича,
в присутствии Данильченко Александра Андреевича;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о включении сведений об ООО "Газпром Газораспределение Барнаул", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324010702 "Оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием сетей газораспределения", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02 августа 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о включении сведений об ООО "Газпром Газораспределение Барнаул", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324010702 "Оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием сетей газораспределения".
Представитель заказчика указал, что победителем закупки был пропущен срок подписания проекта контракта, контракт был подписан после истечения установленного срока.
Представители общества против удовлетворения обращения возражают. Указали, что проект контракта не был подписан в установленный законом срок по техническим причинам. Обеспечение исполнения контракта было перечислено заказчику по платежному поручению N 6871 от 30.07.2024 г. Контракт подписан 01 августа 2024 года в 14 часов 20 минут (время местное).
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
12 июля 2024 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000324010702 "Оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием сетей газораспределения". Начальная (максимальная) цена контракта - 2500000 руб.
На участие в закупке была подана одна заявка. Протоколом от 24.07.2024 г. единственная заявка была признана соответствующей.
24 июля 2024 года заказчиком размещен проект контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Победитель закупки перечислил обеспечение исполнения контракта заказчику по платежному поручению N 6871 от 30.07.2024 г. в установленном размере.
При подписании проекта контракта и размещении сведений о перечислении обеспечения исполнения контракта возникли технические проблемы, в связи с чем победитель закупки обратился в техническую поддержку торговой площадки "РТС-тендер" и уведомил заказчика по телефону.
В установленный законом срок - до 31 июля 2024 года (включительно) победитель закупки проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил.
Победитель закупки подписал проект контракта 01 августа 2024 года, после устранения технических проблем.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Поскольку победитель закупки в установленный срок не подписал проект контракта, заказчиком 01 августа 2024 года размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно пункту 14 Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представители ООО "Газпром Газораспределение Барнаул" на заседании Комиссии представили переписку со службой технической поддержки электронной торговой площадки, сведения о внесении обеспечения исполнения контракта.
Представитель заказчика пояснил, что победитель закупки уведомил заказчика о возникших проблемах при подписании проекта контракта.
Комиссия не находит оснований для включения сведений об ООО "Газпром Газораспределение Барнаул" в Алтайском крае в реестр недобросовестных поставщиков, так как в его действиях отсутствуют признаки умышленного уклонения от подписания проекта контракта: проект контракта подписан за пределами установленного срока, внесено обеспечение исполнения контракта, победитель закупки обращался за помощью в службу технической поддержки электронной торговой площадки.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включить сведения об ООО "Газпром Газораспределение Барнаул" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 августа 2024 г. N 022/10/104-884/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024