В соответствии с приказом Воронежского УФАС России от 31.07.2024 N220/24, ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Инспекция Воронежского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: Михин С. В.
- заместитель руководителя управления, руководитель Инспекции; Тельпов И. А.
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель руководителя Инспекции; Сороколетов М. С.
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, участник Инспекции по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Заказчик) требований федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ для социального обеспечения получателей ортопедической обувью в 2024 году (извещение N 0231100000824000011113) (далее - Извещение)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 26.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ для социального обеспечения получателей ортопедической обувью в 2024 году (извещение N0231100000824000011) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 276 423,97 руб. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 закупка признана состоявшейся, было подано 2 заявки на участие, победителем признан участник закупки с идентификационным номером N115844572 (Акционерное общество "Московское протезно-ортопедическое предприятие"). 2.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее. 05.08.2024 Воронежским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии (отсутствии) в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок был направлен (исх. N СМ/5455/24) запрос о представлении заказчиком объяснений по фактам предполагаемых нарушений. Отделением в соответствии с запросом были представлены объяснения (ОГ-36- 11/46298 от 07.08.2024 г.), содержание которых сводится к отсутствию нарушений при осуществлении рассматриваемой закупки. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту. 2.1 Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
3) запрос котировок в электронной форме Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Перечень закупок, которые заказчик должен осуществлять в форме аукциона, установлены распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение). Как следует из информации, указанной в перечне, посредством аукционов осуществляются закупки инструментов и медицинского оборудования (кроме кодов ОКПД2 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.150 - в части обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, 32.50.22.190).
Таким образом, при проведении закупок медицинского оборудования содержатся исключения в части выбора способа проведения конкурентной процедуры: закупка товаров с кодами ОКПД2 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.150, 32.50.22.190 может осуществляться иными конкурентными способами. Так, предметом закупки является обеспечение получателей индивидуально изготовленным ортопедическим изделием, который имеет код ОКПД2: 32.50.22.150.
Следовательно, открытый конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) определен верно. 2.2 Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены. Так, при изучении извещения установлено, что предметом закупки является ортопедическая обувь, изготавливаемая индивидуально, имеющая код ОКПД2 32.50.22.150, которая отсутствует в Постановлении N617. Следовательно, отсутствуют законные основания для установления ограничения в рамках ст. 14 Закона о контрактной системе. 2.3 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указываются при необходимости. Однако, согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога. Вместе с тем, необходимо отметить, что в силу п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. Так, соответствующие позиции, указанные в Извещении, 32.50.22.150- 00000006, 32.50.22.150-00000008, 32.50.22.150-00000009 имеются в КТРУ, однако указанные позиции не имеют обязательных к применению характеристик. Следовательно, Заказчик наделялся правом формирования описания объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
В действиях Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ для социального обеспечения получателей ортопедической обувью в 2024 году (извещение N0231100000824000011) не установлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия Руководитель инспекции: С.В. Михин Заместитель И.
А. Тельпов руководителя инспекции: Участник инспекции М. С. Сороколетов
2024-6750
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 августа 2024 г. N 036/06/99-1045/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - обувь - открытый конкурс)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024