Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Савицкой Е.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инотекс" (далее - ООО "Инотекс", общество, участник закупки, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка моющих средств. (Реестровый номер 24.0147)" (извещение N 0852500000124002068) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - Бойко Михаила Александровича, директора,
заявителя - Баранникова Дмитрия Викторовича (доверенность от 21.04.2024),
в отсутствие представителя заказчика, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6906-ЭП/24 от 29.07.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Рассмотрение жалобы по существу было назначено на 02.08.2024 в 11 час. 00 мин. В связи с необходимостью предоставления сторонами дополнительных доказательств заседание Комиссии было отложено на 14 час. 00 мин. того же дня.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 779400 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 25.07.2024 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 619623 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 117007191 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 20,5 %.
Размещенный в этот же день протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки (идентификационный номер заявки 117020380).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с отсутствием в ней информации о товарном знаке на предлагаемый к поставке товар по позиции N 1 описания объекта закупки.
КУ ОО "Центр закупок" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6949-ЭП/24 от 30.07.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют.
3. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка моющих средств.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В отношении приобретаемого товара по позиции N 1 описания объекта закупки был определен код КТРУ 20.41.32.125-00000006, соответствующие указанному коду наименование "средство отбеливающее для стирки" и описание, включающее характеристику "фасовка", значение которой согласно требованиям извещения должно быть 5 кг.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагавшегося к извещению об осуществлении закупки.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Представленная оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 6964-ЭП/24 от 31.07.2024) заявка участника закупки с идентификационным номером 117007191 (ООО "Инотекс") свидетельствует о том, что предложение товара по позиции N 1 описания объекта закупки указанием на товарный знак не сопровождалось.
При этом во исполнение требований национального режима при осуществлении закупок заявка общества содержала информацию о номере реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (10223298, исторический реестровый номер 5478\13\2023).
Данная запись реестра сформирована в отношении промышленной продукции с наименованием "Отбеливатель для белья "ANT", производимой ООО ОПК "Сибэкохим".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000124002068 от 25.07.2024 заявка участника закупки была отклонена со следующим обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения:
"На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. В предложении участника закупки в отношении объекта закупки по позиции N 1 "Средство отбеливающее для стирки, 20.41.32.125-00000006, 20.41.32.125" отсутствует товарный знак, требование о наличии которого установлено в документе "Требования к составу и содержанию заявки"".
Представленные уполномоченным учреждением объяснения свидетельствуют о том, что товару, предлагаемому обществом, фактически соответствует зарегистрированный в России комбинированный товарный знак (номер регистрации 933029).
На официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности в разделе "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания" (Режим доступа: https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet) представлено изображение (воспроизведение) данного товарного знака:
Область распространения товарного знака включает 03 класс МКТУ, в том числе товар "средства отбеливающие для стирки".
Правообладателем товарного знака является ООО ОПК "Сибэкохим", 107564, Москва, Погонный проезд, д. 3а, кв. 934 (RU).
Из представленных КУ ОО "Центр закупок" также следует, что основанием отклонения заявки участника закупки послужили данные реестра российской промышленной продукции о наименовании моющего средства, содержащего указание на товарный знак, а также графическое изображение товара с нанесенным на него спорным товарным знаком.
Оценивая доводы ООО "Инотекс", правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества, Комиссия исходила из следующего.
В силу частей 1и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего закона.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное (абзац первый пункта 1 статьи 1229 ГК РФ).
Правовому регулированию товарных знаков посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
Согласно определению, данному в пункте 1 статью 1477 ГК РФ, под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, на который признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
На основании статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" государственная информационная система промышленности - федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития.
Согласно пункту 2.1 Концепции развития государственной информационной системы промышленности, утвержденной приказом Минпромторга России от 23.06.2016 N 2091 (далее - Концепция) государственная информационная система промышленности функционирует в целях обеспечения цифрового взаимодействия участников реализации промышленной политики в Российской Федерации, осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, содействия повышению конкурентоспособности промышленных предприятий и цифровой трансформации промышленности Российской Федерации посредством создания специализированной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2.3 Концепции одной из функций государственной информационной системы промышленности является ведение каталогов предприятий и промышленной продукции.
При этом информация в каталог промышленной продукции загружается производителями номенклатур в автоматическом режиме вместе с контентом (фото, описание, сертификаты) (пункт 39 Приложения N 1 к Концепции).
Как следует из материалов дела, рассматривая заявку участника закупки и принимая оспариваемое решение, КУ ОО "Центр закупок" руководствовалось исключительно сведениями из государственной информационной системы промышленности (каталогом продукции), в котором представлены наименование и предполагаемое изображение продукции, планируемой к поставке ООО "Инотекс".
Вместе с тем Комиссия отмечает, что информация о реестровых записях из реестра российской промышленной продукции предоставляется участниками закупки исключительно в целях подтверждения страны происхождения товара и не может служить источником информации о характеристиках таких товаров, в том числе об их маркировке.
Данные выводы соответствуют судебной практике по делу N А46-16362/2023.
Кроме того, из взаимосвязанных положений ГК РФ можно прийти к выводу о том, что регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Иное свидетельствовало бы о необходимости каждого лица регистрировать товарный знак под страхом отклонения его заявки на участие в закупке в связи с неуказанием товарного знака на предлагаемый к поставке товар.
Комиссия признает несостоятельными выводы уполномоченного учреждения о том, что указанная обществом продукция в своем наименовании фактически содержит товарный знак правообладателя.
Согласно официальному сайту Роспатента спорное обозначение включает в себя словесную и изобразительную части, выполненные в цвете. Буквы текстовой части имеют определенный наклон при написании. Вместе с тем само наименование продукции все элементы данного товарного знака не содержит.
Комиссия также не может согласиться с мнением КУ ОО "Центр закупок" о том, что этикета отбеливателя в силу государственной регистрации моющего средства "ANT" (номер свидетельства о государственной регистрации RU.55.01.07.015.Е.000006.03.21) в своем наименовании должна содержать указание на товарный знак. В соответствии с данным реестром в этикетку включается торговое название, тождественность которого по своему смысловому содержанию термину "товарный знак" уполномоченным учреждением не доказана.
При подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу Омским УФАС России у правообладателя товарного знака также были запрошены (исх. N ЗА/4519/24 от 01.08.2024) сведения о том, маркируется ли моющее средство товарным знаком путем его размещения на самом товаре, упаковке или используется другим способом.
По результатам рассмотрения запроса ООО ОПК "Сибэкохим" представлена (вх. NN 7060- ЭП/24, 7075-ЭП/24 от 02.08.2024) информация, согласно которой заявитель является представителем производителя продукции и правообладателя товарного знака. При этом заявка ООО "Инотекс" была размещена на поставку продукции с наименованием "Отбеливатель для белья "ANT" в количестве 1800 кг в нестандартной фасовке 5 кг.
Данная партия в соответствии с письмом производителя является спецзаказом под требования конкретного потребителя и маркироваться товарным знаком не будет. При этом стандартным вариантом фасовки обозначенного товара считается неметаллическая банка объемом 400 г, на этикетке которой товарный знак имеется.
Таким образом, ввиду отсутствия представленных уполномоченным учреждением доказательств того, что товар, указанный заявителем по позиции N 1 описания объекта закупки, обращается на территории Российской Федерации под товарным знаком, используется правообладателем путем нанесения соответствующей маркировки на такой товар Комиссия приходит к выводу о неправомерном отклонении комиссией по осуществлению закупок заявки общества, что нарушает положения части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах жалоба ООО "Инотекс" признается обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инотекс" на действия казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка моющих средств. (Реестровый номер 24.0147)" (извещение N 0852500000124002068) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница".
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
Е.А. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 августа 2024 г. N 055/06/106-797/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024