Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" (далее - заявитель, ООО "КВАЗАР") на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности (расходных материалов для копировально-множительной техники) (Реестровый номер 2024.052478)" (извещение N 0152200000724000011) (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Доценко Тараса Георгиевича (доверенность от 31.07.2024 N 2);
заказчика - Дроздовой Натальи Валерьевны (доверенность от 30.07.2024 N 108), Масловой Ольги Анатольевны (доверенность от 30.07.2024 N 107), Виниченко Владимира Александровича (доверенность от 30.07.2024 N 106)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6882-ЭП/24 от 29.07.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 23.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 399 078,33 руб.
25.07.2024 размещены разъяснения положений извещения о проведении аукциона в электронной форме NРИ1 и NРИ2.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 31.07.2024 из 11 поданных заявок ценовые предложения поданы 9 участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 235 456,27 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 182 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 41 %.
Размещенный 01.08.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 182.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов Комиссией установлено следующее.
Согласно доводу жалобы заявителя требование об оригинальности товара в описании объекта закупки установлено необоснованно и неправомерно, без возможности осуществления поставки эквивалента - совместимых товаров.
Заказчиком были представлены (вх. N 7046-ЭП/24 от 01.08.2024) возражения на доводы жалобы, согласно которым положения извещения об осуществлении закупки не противоречит требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "РА", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению были определены по позициям 1, 3 код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", по позиции 2 код ОКПД2 26.20.40.120, код позиции 20.59.12.120-00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств".
Объектом закупки согласно извещению об осуществлении закупки является поставка:
- по позиции 1: Тонер-картридж;
- по позиции 2: Картридж для электрографических печатающих устройств;
- по позиции 3: Фотобарабан.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
При этом по всем позициям объекта закупки и в электронном документе "Описание объекта закупки" в столбце "Наименование характеристики" указана характеристика "оригинальность товара" и установлено ее значение "оригинальный".
Кроме того, заказчиком были также установлены следующие характеристики и их значения:
- по позиции 1: Тонер-картридж указан каталожный номер "TK-1170 (1T02S50NL0)" и установлена характеристика товара "совместимость" и значение данной характеристики "МФУ Kyocera Ecosys (M2540dn)";
- по позиции 2: Картридж для электрографических печатающих устройств указан каталожный номер "TL-5120H/HP" и установлена характеристика товара "совместимость" и значение данной характеристики "МФУ Pantum (BM5100)";
- по позиции 3: Фотобарабан указан каталожный номер "DL-5120/P" и установлена характеристика товара "совместимость" и значение данной характеристики "МФУ Pantum (BM5100)".
При этом в электронном документе "Описание объекта закупки" в отношении каждой из позиций содержалась ссылка следующего содержания:
"*Эквиваленты не предусмотрены в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения взаимодействия с оборудованием, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование, так как оборудование на котором они используются находится на гарантии. Расходные материалы должны обеспечивать функциональность и диагностику, предусмотренную конструкцией оборудования и взаимодействие с программно-аппаратными средствами управления оборудованием, предусмотренными его производителем".
Комиссия отмечает, что положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На запрос Омского УФАС России (исх. N ЗА/4415/24 от 29.07.2024) о необходимости предоставления в срок не позднее 01.08.2024 документальных доказательств, подтверждающих основания для закупки оригинальных расходных материалов (техническая документация на оборудование, документы, подтверждающие гарантийные обязательства продавца (изготовителя) и т.д.), заказчиком (вх. N 7046-ЭП/24 от 01.08.2024) были предоставлены письменные пояснения по доводам жалобы, техническая документация на оборудование.
В объяснениях, а также на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в рамках обжалуемой закупки заказчиком закупаются расходные материалы к МФУ Kyocera Ecosys (M2540dn), МФУ Pantum (BM5100), находящимся на гарантии поставщика у заказчика, при этом в руководствах по эксплуатации таких устройств указано, что в случае поломки оборудования вследствие использования не оригинальных (сторонних) расходных материалов, гарантийное обслуживание оборудования не осуществляется.
Аналогичное условие предусмотрено в гарантийных талонах производителей товара, для которого закупаются расходные материалы.
В обоснование своей позиции заказчиком представлены следующие документы:
- гарантийный талон N Г-00005434 от 21.11.2023 на оборудование "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn" с указанием гарантийного срока в 12 месяцев;
- гарантийный талон N Г-00005791 от 06.12.2023 на оборудование "МФУ Pantum BM5100 ADN" с указанием гарантийного срока в 24 месяца;
-техническую документацию на оборудование "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn", "МФУ Pantum BM5100 ADN".
Также заказчик обратил внимание Комиссии на следующие выдержки из технической документации оборудования, указывающие, по мнению представителя заказчика, на необходимость использования исключительно оригинальных расходных материалов (картриджей):
- в технической документации на оборудование "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn":
"Использование неоригинального (контрафактного или совместимого) тонера может привести к повреждению устройства. Подобное повреждение может повлиять на условия гарантии и повлечь дополнительные расходы для пользователя в связи со снятием таких устройств с гарантийного ремонта";
- в технической документации на оборудование "МФУ Pantum BM5100 ADN":
"Ответственность за любые повреждения, возникшие из-за несоблюдения требований этого руководства, возлагается на пользователя. Любое повреждение, возникшие из-за использования неоригинального расходного материала, не входит в рамки гарантийного ремонта"
Комиссия Управления отмечает, что, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, однако, как установлено Комиссией, в представленной технической документации отсутствует указание на несовместимость картриджей, фотобарабанов иных производителей с оборудованием, при этом Комиссия отмечает, что рекомендация производителя в использовании оригинальных расходных материалов не свидетельствует о невозможности использования совместимых расходных материалов (картриджей), а применение совместимых картриджей, очевидно, не является исправлением или изменением конструкции самого изделия.
Вместе с этим, принимая во внимание пояснения представителей заказчика, о том, что оборудование "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn", "МФУ Pantum BM5100 ADN" находится на гарантийном обслуживании, Комиссией установлено, что в гарантийных талонах на данное оборудование, в том числе указано:
- "п.3 В течение гарантийного срока Поставщик производит ремонт или обмен изделия (или его комплектующих) на аналогичный бесплатно, кроме случаев перечисленных в п. 4:
4. Поставщик не несет ответственность за неисправность изделия и не гарантирует его работу в случаях:
4.1 механического или любого электрического повреждений.
4.2 неправильной транспортировки
4.3 неправильной установки или эксплуатации
4.4 нарушения пломб или ремонта лицами, не уполномоченными на производство гарантийного ремонта
4.5 нарушения комплектности или комплектации изделия, а также отсутствия технической документации и оригинальной упаковки изготовителя
4.6 при использовании неоригинальных расходных материалов".
В гарантийном талоне производителя KYOCERA Document Solutions указаны случаи исключения из гарантии, в частности:
- в пункте 2.1 указано, что гарантия не распространяется на повреждения, возникшие вследствие использования неправильно подобранных расходных материалов (включая, но не ограничиваясь контрафактными и совместимыми расходными материалами, произведенными третьими лицами), установки и поддержки приложений, сетевого программного обеспечения и драйверов, что не подпадает под покрытие гарантии;
- в пункте 2.3 указано, что из гарантийного покрытия исключаются неисправности и дефекты продукции, обусловленные дефектами, причиненными использованием неоригинальных запасных частей, аксессуаров, вспомогательных и расходных материалов и деталей, изготовленных не компанией KYOCERA и не предназначенных для использования с данной продукцией;
- в пункте 2.5 указано, что если доказано, что повреждение вызвано использованием неоригинального тонера KYOCERA, то такое повреждение исключается из покрытия гарантией производителя. KYOCERA Document Solutions не отвечает за запасные части или детали, произведенные третьими лицами; любые поломки в отношении которых обнаружено, что они вызваны использованием запасных частей или деталей, произведенных третьими лицами, не будут квалифицироваться как гарантийные случаи.
В гарантийном талоне "МФУ Pantum BM5100 ADN" в пункте 3 определено, что бесплатное гарантийное обслуживание изделия в течение гарантийного срока обеспечивается при соблюдении потребителем требований безопасности и правил эксплуатации изделия, описанных в документации, прилагаемой к изделию, а также соответствии условий эксплуатации изделия техническим стандартом, указанным в документации.
Таким образом, в гарантийных талонах "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn", "МФУ Pantum BM5100 ADN" не указано на необходимость использования исключительно оригинальных расходных материалов, а также не указано на необходимость соблюдения условий, указанных на веб-сайте производителя оборудования, однако указано на необходимость соблюдения условий эксплуатации, указанных в документации оборудования.
Вместе с этим, как установлено Комиссией, в технической документации "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn", "МФУ Pantum BM5100 ADN" прямо указано "повреждение, возникшее из-за использования неоригинальных расхода материала, не входит в гарантийный ремонт", что свидетельствует о необходимости использования оригинальных расходных материалов, в том числе картриджей, фотобарабанов.
Комиссия отмечает, что в данном случае речь идет не о фактической совместимости или несовместимости оборудования заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности заказчика в оригинальных расходных материалов, для сохранении гарантии на имеющееся у него оборудование.
Таким образом, в случае неисправности оборудования заказчика, по причине использования расходных материалов иных производителей, заказчик будет лишен права бесплатного обслуживания и ремонта оборудования.
Из совокупности положений Федерального закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Федеральный закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что необходимость поставки оригинальных картриджей и фотобарабана к имеющемуся у заказчика оборудованию "МФУ Kyocera Ecosys M2540dn", "МФУ Pantum BM5100 ADN" обусловлена обоснованной потребностью заказчика в связи с чем не может являться нарушением Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Принимая во внимание указанное, Комиссия признает жалобу необоснованной.
Обозначенные выше выводы соответствуют практике ФАС России по делу N 28/06/105-1336/2024.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Правила использования каталога, КТРУ, каталог).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В электронном документе "Описание объекта закупки" в отношении характеристик товаров по всем позициям заказчиком были указаны каталожные номера товаров.
Каталожный номер - это уникальный код, используемый для идентификации товара или продукта в каталоге или онлайн-магазине. Каталожные номера могут содержать цифры, буквы или их комбинации и часто привязаны к определенному бренду или категории товаров. Особенностью каталожного номера является его использование для внешней идентификации товара.
Таким образом каталожные номера не относятся к показателям (характеристикам) товара, а свидетельствуют лишь о порядковом номере расходного материала в каталоге производителя оборудования.
При этом положения извещения об осуществлении закупки не содержат информации о каталоге или ином ресурсе, в которых такие каталожные номера указаны.
С учетом изложенного, действия заказчика установившего в описании объекта закупки в качестве характеристики товара каталожные номера нарушают требования статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что в нарушение обозначенных норм заказчиком в извещении об осуществлении закупки фактически не установлен товарный знак (в отношении которого поставка эквивалента не допускается). Ссылка на оригинальность товара и его совместимость с оборудованием заказчика не свидетельствуют (даже в совокупности) об указании конкретного товарного знака.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности (расходных материалов для копировально-множительной техники) (Реестровый номер 2024.052478)" (извещение N 0152200000724000011)".
2. Признать в действиях Главного управления лесного хозяйства Омской области нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 стаи 33, пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 августа 2024 г. N 055/06/106-793/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024