Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области "Мемориальный комплекс "Музей-усадьба И.П. Павлова" <_> (доверенность N1 от 02.08.2024), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N155 от 21.05.2024), в присутствии Индивидуального предпринимателя <_>, в отсутствие представителей ЭТП "Фабрикант", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП Чернова В.В. на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области "Мемориальный комплекс "Музей-усадьба И.П. Павлова") при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку комплекта очков виртуальной реальности с зарядной станцией (извещение N0859200001124008853 от 25.07.2024) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением культуры Рязанской области "Мемориальный комплекс "Музей-усадьба И.П. Павлова" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку комплекта очков виртуальной реальности с зарядной станцией (далее - электронный аукцион).
25.07.2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 580 000 рубля 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении об осуществлении закупки требований к товару, а именно требование о наличии объема оперативной памяти влекут за собой ограничение количества участников закупок, поскольку соответствуют оборудованию единственного производителя Apple Vision Pro.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N237 от 02.08.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного учреждения поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
В ходе заседания представитель Заказчика сообщил, что описание объекта закупки составлено в полном соответствии с положениями выбранного кода позиции КТРУ.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о ФКС не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о ФКС установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее Постановление N 145) установлены Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг (далее КТРУ, каталог), а также Правила его использования (далее - КТРУ, Правила).
Согласно вышеуказанным Правилам Заказчик обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ.
При этом согласно такой позиции КТРУ в описание объекта закупки необходимо включать:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, paботы, услуги (при наличии такою описания в позиции).
В силу пунктов 5, 6 Правил использования КТРУ:
- заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога:
- в случае предоставления такой дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка комплекта очков виртуальной реальности с зарядной станцией и в разделе "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
Требования к товару установлены заказчиками исключительно с использованием характеристик, приведенных в каталоге. Дополнительные характеристики (сверх тех, которые указаны в КТРУ) в описании объекта закупки отсутствуют.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что установленные требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
Однако, Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
При этом, довод Заказчика о наличии моделей очков виртуальной реальности, отвечающих потребностям, изложенным в "Описании объекта закупки", а именно наличие характеристики "Объем оперативной памяти 16 Гигабайт" со ссылкой на коммерческие предложения от 09.07.2024, 11.07.2024 Комиссия Рязанского УФАС России считает несостоятельным, поскольку указанные выше документы без указания наименования предлагаемого товара, приложения сопроводительной документации (руководство по эксплуатации, инструкции, иные документы), не позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого оборудования положениям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно заявления Заявителя о проведении проверки на соответствие формирования НМЦК, Комиссия Рязанского УФАС сообщает следующее.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о ФКС) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, заявление Заявителя о проведении проверки на соответствие формирования НМЦК не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Чернова Владислава Викторовича обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области "Мемориальный комплекс "Музей-усадьба И.П. Павлова") нарушившим части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению культуры Рязанской области "Мемориальный комплекс "Музей-усадьба И.П. Павлова") и Оператору электронной площадки об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на поставку комплекта очков виртуальной реальности с зарядной станцией (извещение N0859200001124008853 от 25.07.2024), а также разместить в ЕИС информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по делу N062/06/106-502/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 8 августа 2024 г. N 062/06/106-502/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024