Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны (далее - Заявитель) (вх. N 4493/24 от 29.07.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная клиническая больница имени А.И. Козлова" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реактивов для биохимического анализатора Dirui CS-1200 (закупка N 0366200035624005040) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя ИП Игнатьевой О.А. на основании доверенности;
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;
- представителя Заказчика на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
В Описании объекта Закупки на поставку реактивов для биохимического анализатора Dirui CS-1200 (далее - Описание объекта Закупки) Заказчиком установлены дополнительные (не включенные в КТРУ) характеристики: "Флаконы реагентов совместимы с анализаторами лабораторными для биохимического анализа модели DIRUI CS-1200, не требуют переливания и дополнительных ручных манипуляций", "Верхняя граница линейности" и "Фасовка", "Метод", с обоснованием перечисленных характеристик.
Заявитель полагает, что перечисленные характеристики излишне детализируют объект Закупки, а приведенные Заказчиком обоснования не соответствуют реальной потребности Заказчика и не соотносятся с действующим законодательством, при этом, по мнению Заявителя, надлежащего обоснования использования характеристик, не предусмотренных КТРУ, Заказчиком в Описании объекта Закупки не приведено.
Согласно Описанию объекта Закупки, Заказчик приобретает реагенты для проведения биохимических исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Dirui CS-1200. В Описании объекта Закупки Заказчиком используются позиции каталога товаров, работ услуг предусматривающие закупку реагентов для анализаторов открытого типа, то есть Заказчик проводя данную закупку с использованием характеристик, указанных в Описании объекта Закупки фактически утверждает, что имеющееся в учреждении оборудование может эксплуатироваться в рамках одной аналитической системы с реагентами различных производителей.
В настоящее время на российском рынке присутствует как минимум 3 отечественных производителя реагентов, имеющих адаптации для работы в рамках одной аналитической системы с автоматическим биохимическим анализатором, имеющимся у Заказчика: Вектор-Бест, Диакон-ДС, Витал Девелопмент, а также большое количество иностранных производителей.
Своими действиями Заказчик препятствует участию Индивидуального предпринимателя в закупке с реагентами производителя АО "Витал Девелопмент Корпорейшн", имеющих адаптацию на данный вид анализатора и широко используемых для проведения исследований совместно с автоматическими биохимическими анализаторами, являющимися открытыми аналитическими системами, в том числе в учреждениях здравоохранения (например, контракты с реестровыми номерами: 1710705753121000028, 2712500639220000061, 2712500639219000172).
Заявитель приходит к выводу, что Заказчиком при формировании Извещения о закупке нарушены положения Закона, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участвующий в заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Комиссия считает необходимым отметить, что доводы ИП Игнатьевой О.А. о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Индивидуальный предприниматель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения возражали против признания жалобы обоснованной, представили в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 18.07.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 101 236,36 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных данными Правилами (пункт 5 Правил использования каталога).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).
Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара, включенного в позиции КТРУ 21.20.23.110-00001052, 21.20.23.110-00001072, 21.20.23.110-00001113, 21.20.23.110-00004598 и др..
Комиссией установлено, что в пункте 3 Описания объекта Закупки установлены следующие спорные характеристики товаров с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:
- характеристика "Фасовка" с обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для обеспечения оптимального и максимально полного использования всего набора при дробных постановках вводится характеристика";
- характеристика "Метод" с обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для сокращения количества ошибок, оценки качества результатов исследований, полученных в лаборатории в соответствии с Приказом N220 от 26 мая 2003 г. вводится характеристика. Метод с использованием данного субстрата был отвалидирован в лаборатории на имеющемся оборудовании";
- характеристика "Верхняя граница линейности" с обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для уменьшения (исключения) вероятности получения неправильных результатов с высокими концентрациями аналитов, вводится характеристика".
- характеристика "Флаконы реагентов совместимы с анализаторами лабораторными для биохимического анализа модели DIRUI CS-1200, не требуют переливания и дополнительных ручных манипуляций" с обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для обеспечения совместимости с оборудованием, имеющемся в лаборатории заказчика, а также для исключения контаминации и ошибки оператора при ручных манипуляциях с реагентами, требующими переливания".
Необходимо отметить, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в Учреждении эксплуатируется биохимический анализатор DIRUI CS-1200.
Дополнительные характеристики, установленные Заказчиком в Описании объекта Закупок: "Флаконы реагентов совместимы с анализаторами лабораторными для биохимического анализа модели DIRUI CS-1200, не требуют переливания и дополнительных ручных манипуляций", "Фасовка", "Верхняя граница линейности" и "Метод" являются функциональными характеристиками, так как они определяют пригодность медицинского изделия (наборов реагентов для биохимических исследований) для предполагаемого предназначения, а именно, для совместного использования с биохимическим анализатором Dirui, что согласуется с пунктом 2.10 ГОСТ Р ЕН 13612-2010 "Оценка функциональных характеристик медицинских изделий для диагностики".
Применение вышеназванных дополнительных характеристик, указанных в Описании объекта Закупки, Заказчик считает обоснованным.
Заказчик также пояснил, что согласно информационному письму от официального представителя производителя анализатора ООО "Дируи Медикал" от 16.11.2023 N 16/23, есть как минимум 2 производителя реагентов, которые совместимы с анализатором для биохимического анализа DIRUI CS-1200 - это реагенты производства компаний "Dirui Industrial" и АО "Вектор- Бест" (письмо представлено в материалы дела).
Проанализировав представленные доказательства сторон, Комиссия приходит к выводу, что Описание объекта закупки извещения о закупке содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, касающихся таких характеристик как "Фасовка", "Метод", "Верхняя граница линейности", "Флаконы реагентов совместимы с анализаторами лабораторными для биохимического анализа модели DIRUI CS-1200, не требуют переливания и дополнительных ручных манипуляций", которое раскрывает потребность Заказчика и указывает на реальную необходимость в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.
Вместе с этим, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.
В данном случае обоснование дополнительных характеристик не носит формальный, поверхностный характер, оно раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара, является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялось Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога, а содержащееся в пункте 2 Описание объекта Закупки требование обусловлено объективными потребностями Заказчика, соответствует положениям Закона и являются объективно обусловленными потребностями Заказчика, в связи с чем не носят характер злоупотребления, направленный на ограничение числа участников закупки.
При формировании технического задания Законом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара всех возможных производителей.
Заявителем к жалобе не представлено документальных доказательств того, что положения извещения оспариваемой Закупки привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, либо создали преимущественное положение иным участникам Закупки.
Заявитель указал, что намеревался поставить Заказчику продукцию АО "Витал Девелопмент корпорэйшн".
Комиссия отмечает, что возможность использования реагентов АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" совместно с анализаторами Dirui не может быть подтверждена заключением контрактов Заявителем с иными учреждениями здравоохранения на их поставку.
Каких-либо документов, свидетельствующих о возможности использования продукцию АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" совместно с анализаторами DIRUI, об адаптации реагентов АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" для работы на анализаторе DIRUI CS-1200 Комиссии представлено не было, равно как не представлено информации о взаимозаменяемости указанных реагентов с реагентами, рекомендованными производителем анализатора.
Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку, а не изготовление предмета Закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При установлении характеристик товара Заказчик не обязан применять в качестве таковых именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник Закупки. Иными словами, предполагаемая Заявителем принципиальная возможность поставки товара иной фасовки, с иным методом, без конкретной характеристики верхней границы линейности, и / или во флаконах реагентов не совместимых с анализаторами лабораторными для биохимического анализа модели DIRUI CS-1200, требующих переливания и дополнительных ручных манипуляций - не отвечает потребностям Заказчика, которые являются приоритетными по отношению к желаемому Заявителем расширению круга поставщиков, и потребовала бы доработки товара силами Заказчика, включая - перенастройку анализатора, перефасовку реагентов, что не оспаривается Заявителем.
Однако, как указывалось выше, объективные потребности Заказчика имеют безусловный приоритет перед стремлением Заявителя реализовать свой товар без учета этих потребностей.
Также, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия установила, что Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта получены 3 коммерческих предложения о цене контракта, что свидетельствует об обеспечении конкуренции и возможности осуществить поставку необходимого Заказчику товара в соответствии с требованиями Извещения аукциона.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения Описания объекта закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны (вх. N 4493/24 от 29.07.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная клиническая больница имени А.И. Козлова" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реактивов для биохимического анализатора Dirui CS-1200 (закупка N 0366200035624005040) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 1 августа 2024 г. N 071/06/106-600/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024