Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУ "МОСРЕМОНТ": И.Д. Первухина (дов. N 64-2024/Д от 30.07.2024), В.С. Кораблева (дов. N 63-2024/Д от 30.07.2024), Д.А. Соколов (слушатель), Тендерного комитета: В.В. Османович (дов. N 77-13-1/24-19 от 06.02.2024), ООО "МОНОЛИТИНВЕСТ": С.М. Рамазанова (дов. N 2 от 20.03.2024), рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "МОСРЕМОНТ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятий по уходу и восстановлению зеленых насаждений г. Москвы (лот 2) (Закупка N 0173200001424001094) (далее - Конкурс) в 2024-35629 2 соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления 2024-35629 3 Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого 2024-35629 4 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки": "Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ (оказанных услуг) по исполненным участником закупки контрактам (договорам), исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки). Под работами, связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимается выполнение работ (оказание услуг) по обустройству и содержанию озелененных территорий, посадке деревьев и кустарников. Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Опыт участника по выполнению работ, связанных с предметом контракта, подтверждается следующими документами, направленными в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных 2024-35629 5 образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы " Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в положение порядка оценки Заказчиком неправомерно определен предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку объектом закупки, по мнению Заявителя, является фактически благоустройство территории, что подтверждается установлением дополнительного требования к участникам закупки согласно п.9 Раздела II приложения к Постановлению РФ от 29.12.2021 N 2571, ввиду чего предметом договора (договоров), сопоставимым с предметом контракта, являются также работы по благоустройству территорий, поскольку договоры на благоустройство территории в большинстве случаев включают в себя такие виды работ, как обустройство озелененных территорий, посадка деревьев, кустарников.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что исходя из системного толкования пп. "в" п. 24 и пп. "в" п. 28 Постановления N 2604 Заказчик вправе при формировании Порядка оценки заявок установить требование к предмету представляемых участниками закупки в качестве подтверждения собственного опыта по исполнению договоров таким образом, чтобы их предмет наиболее соответствовал предмету контракта, заключаемого по результатам определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), то есть был 2024-35629 6 наиболее связан с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки.
Таким образом, учитывая, что согласно объекту закупки и соответственно предмету контракта, выполняются исключительно мероприятия по уходу и восстановлению зеленых насаждений, а именно и это, в свою очередь, предусмотрено Ведомостью объемов работ и локальной сметой, размещенными в составе извещения о закупке, посадка деревьев, восстановление отпада деревьев и уходные работы, Заказчиком в полном соответствии с Постановлением N 2604 в Порядке оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрен аналогичный вид работ, принимаемых к оценке договоров: "Под работами, связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимается выполнение работ (оказание услуг) по обустройству и содержанию озелененных территорий, посадке деревьев и кустарников". Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению, описанию объекта закупки, в рамках работ, необходимых к выполнению в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, подлежит уход и восстановление зеленых насаждений.
Согласно п.36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. 2024-35629 7 В силу п.3.1 ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы" (далее - ГОСТ Р 70386-2022) благоустройство территории - это деятельность по реализации мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
Согласно п.3.10 ГОСТ Р 70386-2022 эксплуатация [содержание] территории - это комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
В соответствии с п.3.18 ГОСТ Р 70386-2022 озеленение городской территории - это составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды городской территории с активным использованием существующих и (или) создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой.
Согласно п.3.19 ГОСТ Р 70386-2022 элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что объектом закупки является такой вид работ как озеленение территории, который, в свою очередь, является одним из видов работ по благоустройству территории. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что объединение нескольких видов работ в рамках одного обобщенного вида работ, в частности в рамках работ по благоустройству территории, не может однозначным образом свидетельствовать об однородности и сопоставимости таких работ, а лишь указывает о наличии у таких работ общего признака, выражающегося в конечном результате, достигнутого по результатам выполнения нескольких из видов таких работ. Так, например, такие виды работ как высадка кустарников и ремонт декоративных устройств, очевидно не являются сопоставимыми видами работ, в связи с особенности деятельности, осуществляемых в рамках таких работ, однако могут быть объединены в рамках работ по благоустройству территории.
Таким образом, при определении порядка оценки Заказчику в каждом отдельном случае необходимо руководствоваться, в том числе, наличием особенности выполнения закупаемых работ. Вместе с этим, в рассматриваемом случае, установление в порядке оценки положения, указывающего на сопоставимость договора (договоров), в рамках 2024-35629 8 которого осуществлялось благоустройство территории, как договора, сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, позволило бы участникам закупки представить к оценки опыт выполнения работ по благоустройству территории не являющийся сопоставимым с работами по озеленению территории.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении оспариваемого условия порядка оценки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-35629 9
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТИНВЕСТ" на действия ГБУ "МОСРЕМОНТ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова А.А. Кутейников Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-35629
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2024 г. N 077/06/106-10104/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024