Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), ГКУ "ДТЗ": И.Г. Русановой (по дов. N ДТЗ-04-01-01-03/24 от 10.01.2024), ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ": Е.А. Стус (по дов. N б/н от 23.07.2024), ГУП "Мосгортранс", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности объектов ГУП "Мосгортранс" (Закупка N 0373200082124000410) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35829 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 23.07.2024 NППУ20 1 в связи с непредоставлением участником обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.07.2024 N ИЭА1 ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" признано победителем аукциона.
Согласно ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст.51, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в срок, предусмотренный п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе в адрес Заявителя направлен на подписание проект государственного контракта.
В соответствии с ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также 2024-35829 3 документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст.37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п.1 ч.17.2 ст.95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе. 2024-35829 4 В силу ч.6.3 ст.96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст.37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с ч. 3 ст. 37, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч.5 ст.96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 04.07.2024 N 0373200082124000410 начальная максимальная цена контракта составляет 710 491,48 руб. Комиссией Управления также установлено, что победителем аукциона предложено ценовое предложение в размере 405 873,74 рублей, при этом в адрес Заказчика направлен подписанный контракт и представлено обеспечение исполнения контракта в виде платёжного поручения N 1278 от 22.07.2024 на сумму 40 587,00 рублей.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при проведении аукциона участником предложена цена контракта, которая на 42,87% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Так ст. 9.2 проекта контракта, п. 4.5 электронного контракта, сформированного с использованием ЕИС установлено обеспечение исполнения контракта в размере 10% цены Контракта, что составляет 40 587 (Сорок тысяч пятьсот восемьдесят семь) рублей 37 копеек. 2024-35829 5 Вместе с тем Заявитель 22.07.2024 подписал со своей стороны проект контракта с приложением платежного поручения N 1278 от 22.07.2024 на сумму 40 587,00 руб., что не соответствует требованиям ст.37 Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и проекту контракта, ввиду чего в силу в ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе у Заказчика имелись основания для признания ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе лица участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что при оплате обеспечения исполнения контракта главным бухгалтером ошибочно была определена сумма в размере 40 587 руб. вместо 40 587, 37 руб., однако указанная ошибка была обнаружена Заявителем только после размещения на площадке Заказчиком Протокола от 23.07.2024.
Вместе с тем Заявитель сразу же обратилось к ГУП "Мосгортранс" с предложением об отмене принятого решения о признании ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" уклонившимся от заключения контракта с учетом произведения доплаты суммы в размере 37 копеек, что подтверждается платежным поручением N1287 от 24.07.2024.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе) и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 2024-35829 6 3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. Комиссия Управления отмечает, что при подписании контракта ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" представлено обеспечение, не соответствующее положениям Закона о контрактной системе, поскольку сумма такого обеспечения менее 10% от цены заключаемого контракта, что не соответствует требованиям ст.37 Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и проекту контракта.
Таким образом, поскольку ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" не было представлено ни платежного поручения в размере не менее чем десяти процентов от цены заключаемого контракта, ни независимой гарантии, участник закупки признан уклонившимся от заключения контракта. Комиссия Управления также отмечает, что обеспечение исполнения контракта в силу требований законодательства о контрактной системе является бременем победителя закупочной процедуры и корректность такого обеспечения находится в поле ответственности победителя закупки.
Также Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит в себе нормы, которые обеспечивали бы возможность победителю закупки на этапе заключения контракта в рамках правового поля вести диалог с Заказчиком за пределами функционала Единой информационной системы. Объективных причин считать иначе в силу Закона о контрактной системе у Заявителя не имелось. Кроме того Законом о контрактной системе также не предусмотрена возможность замены обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для принятия решения о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта ввиду непредоставления обеспечения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-35829 7
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО Центр Сертификации "ТАТСЕРТ" на действия ГУП "Мосгортранс" необоснованной.
2.Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-35829
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2024 г. N 077/06/106-10128/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024