Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ИП Трунова Е.В.: Аферова А.А. (дов.Nб/н от 20.07.2024), ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ": Иванова Д.С. (дов.Nб/н от 25.07.2024), рассмотрев жалобу ИП Трунова Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию подсистем инфокоммуникационной инфраструктуры, модернизации и расширению сегментов структурированной кабельной системы (Закупка N 0373200583124000069) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36180 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки Заявителя на основании п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. При этом Заявитель указывает, что заявка участника закупки ИП Трунова Е.В., в случая соблюдения условий отклонения заявок участников закупки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), подлежала отклонению комиссией по осуществлению закупок Заказчика на основании п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заявитель оспаривает не сам факт отклонения поданной заявки, а указание на положения Закона о контрактной системе, на основании которых комиссия по осуществлению закупок Заказчика отклонила заявку Заявителя. При этом Заявитель также указывает, что при рассмотрении заявок участников закупки, признанных соответствующими требованиям извещения, по мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок Заказчика также могли быть допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, так как подобрать аналоги российской продукции, включенной в реестр радиоэлектронной продукции, не представляется возможным.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2024 NИЗК1 заявка участника закупки ИП Трунова Е.В., с идентификационным номером 914682, отклонена на следующем основании: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.5 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44 ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона 44-ФЗ" в составе заявки Заявителя отсутствуют реестровые записи из единого реестра радиоэлектронной продукции предусмотренные п.3(3) постановления N878. При этом на участие в закупке подано не менее 1 заявки, удовлетворяющие условиям 2024-36180 3 извещения.
Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 заказчик отклоняет все заявки, при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки.
Таким образом заявка не соответствует предъявленным требованиям и подлежит отклонению". При этом соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе были признаны заявки участников закупки с идентификационными номерами 912684, 915054.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановление N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). 2024-36180 4 Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N878.
Согласно ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п. 2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. П.3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления N878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза. П.3(1) Постановления N878 установлено, что, в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о 2024-36180 5 закупке) и которая одновременно:
- содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
- не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта. При отсутствии заявки, соответствующей требованиям настоящего пункта, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с п.3 Постановления N878.
Также П.3(2) Постановления N878 установлено, что, за исключением случаев, установленных Постановлением N878:
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции. П.3(3) Постановления N878 определено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции. Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр. Вместе с этим Комиссией Управления определено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", размещенном в составе извещения, Заказчиком предусмотрены в том числе 2024-36180 6 следующие требования к составу заявки на участие в закупке:
- "наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором: наличие";
- "Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе. В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным постановлением 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции: наличие".
Согласно пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 2024-36180 7 3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, так как участником закупки не представлены сведения, подтверждающие страну происхождения товара на территории Российской Федерации, в соответствии с положениями Постановления N878, в то время как иными участниками закупки такие сведения представлены. Комиссия Управления отмечает, что отклонение участников закупочной процедуры на основании п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе осуществляется исключительно в случае установления запрета допуска товаров, 2024-36180 8 происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в то время как в рамках обжалуемой закупочной процедуры установлено исключительно ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, ввиду чего, в случае соблюдения условий, предусмотренных установленным ограничением, и непредставления в составе заявки участника закупки сведений, подтверждающих страну происхождения товара, комиссии по осуществлению закупок Заказчика надлежит отклонить такую заявку исключительно в соответствии п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. Вместе с этим в рамках обжалуемой закупочной процедуры установлено исключительно ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, ввиду чего, в случае соблюдения условий, предусмотренных установленным ограничением, и непредставления в составе заявки участника закупки сведений, подтверждающих страну происхождения товара, комиссии по осуществлению закупок Заказчика надлежит отклонить такую заявку исключительно в соответствии п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с ч.13 ст.44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным п. 1 - 3, 5 - 9 ч. 12 ст.48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном ч.14 ст.44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что участник закупки, отклоненный в том числе на основании п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, несет риск изъятия денежных средств в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, ввиду чего неправомерные действия Заказчика нарушают права и законные интересы подателя жалобы. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в составе заявок участников закупки представлена следующая информация:
- в составе заявки участника закупки ИП Трунова Е.В., с идентификационным номером 914682, указано "Страна происхождения: Российская Федерация", однако не представлены документы и сведения, 2024-36180 9 подтверждающие страну происхождения в соответствии с положениями Постановления N878;
- в составе заявок участников закупки с идентификационными номерами 912684, 915054 указано "Страна происхождения: Российская Федерация", а также, в отношении товаров "Коммутатор", "Маршрутизатор", представлены сведения о реестровых номерах из государственной информационная системы промышленности ТКО-107/23, ТКО-721/23, ТКО-842/22.
Комиссия Управления отмечает, в силу п.3(3) Постановления N878, для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, в связи с чем представление сведений о реестровом номере товара из государственной информационная системы промышленности (https://gisp.gov.ru) не является подтверждением страны происхождения товара в рамках Постановления N878.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках обжалуемой закупки не соблюдаются условия применения положений Постановления N878 в части отклонения заявок участников закупки, предложивших к поставке товары иностранного производства, либо не подтвердивших страну происхождения предложенного к поставке товара, в связи с чем у комиссии по осуществлению закупок Заказчика отсутствуют основания для отклонения заявок участников закупки предложивших к поставке товары иностранного производства, либо не подтвердивших страну происхождения предложенного к поставке товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части отклонения заявки ИП Трунова Е.В. по основанию, указанному в протоколе подведения итогов, принято в нарушение пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36180 10
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Трунова Е.В. на действия комиссии по осуществлению закупок ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушение пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-36180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2024 г. N 077/06/106-10481/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024