Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "ТД "Политон-Тех": Шлычковой А.И. (по доверенности от 31.07.2024 N1), ФГБОУ ДПО ИРПО: Усольцева А.С. (по доверенности от 20.03.2024 N 55), Хайретдинова Д.Р. (по доверенности от 09.01.2024 N 14), рассмотрев жалобы ООО "ТД "Политон-Тех" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ДПО ИРПО (далее - Заказчик) при проведении запросов котировок в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставку расходных материалов для печатающих устройств (Закупки NN 0311100007324000121, 0311100007324000120) (далее - запросы котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36110 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных запросов котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещений в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалоб Заявитель указывает, что Заказчиком в составе извещений неправомерно установлено требование о поставке исключительно оригинальных товаров, без возможности поставки эквивалентной продукции.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При 2024-36110 3 этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым товарам, в частности: по закупке N 0311100007324000120: по п.1,2 "Картридж для электрографических печатающих устройств": "Тип расходного материала: Оригинал", "Предназначен для использования в принтерах (МФУ): Sindoh D330e: Да", п.3 "Фотобарабан тип 1": "Тип расходного материала: Оригинал", "Предназначен для использования в принтерах (МФУ): Sindoh D330e: Да"; по закупке N 0311100007324000121: по п.1 "Картридж для электрографических печатающих устройств": "Тип расходного материала: Оригинал", "Предназначен для использования в принтерах (МФУ): Pantum BM- 5100adn: Да", п.2 "Комплект картриджей тип 1": "Тип расходного материала: Оригинал", "Предназначен для использования в принтерах (МФУ): Pantum CM1100ADN: Да".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что согласно эксплуатационной документации печатающего устройства HP LaserJet Color MFP M479 производитель не рекомендует использовать новые или восстановленные картриджи с тонером сторонних производителей.
Также согласно информации о гарантийных обязательствах печатающего устройства Sindoh D330e гарантийному ремонту не подлежит Оборудование, вышедшее из строя в результате нарушения правил пользования, описанных в инструкциях и руководствах, прилагаемых к Оборудованию, и/или доступных на официальном сайте компании, использования неоригинальных расходных материалов и запасных частей, невыполнения периодических профилактических работ, несвоевременной замены ресурсных деталей, механического повреждения, а также вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств (пожара, стихийного бедствия, пр.). Негативные последствия от использования неоригинальных картриджей приведены в письме дистрибьютора исх. N 520 от 17.01.2024.
Негативные последствия от использования неоригинальных картриджей в печатающих устройствах Pantum приведены в письме производителя исх. N 389 от 22.05.2024.
Таким образом, исходя из имеющейся информации и возможных рисков выхода из строя печатающих устройств (в том числе в гарантийный период) Заказчиком были приняты решения о закупке оригинальных товаров по некоторым позициям спецификаций Извещений. Помимо этого представитель Заказчика также отметил, что оригинальные картриджи закупаются Заказчиком для оборудования, поставленного в рамках 2024-36110 4 иного контракта и находящегося на гарантии поставщика оборудования, ввиду чего, для исполнения гарантийных обязательств Заказчику необходимо использовать исключительно оригинальные расходные материалы. В обоснование своей позиции представитель Заказчика представил следующие документы:
- гарантийная карта Контракт N 84/2024 от 04.04.2024, дата начала гарантии: 22.04.2024, срок гарантии Поставщика/Производителя - 12 месяцев на Многофункциональное устройство (МФУ) с серийными номерами: d330eu22=386530401090, d330eu22=386530401146, d330eu22=386530701263, d330eu22=386530701284, d330eu22=386531201862, cncrr2n972, cncrr2n983, cncrr2n98r, cncrr2n98t, cncrr2n98y, cncrr2n997, cncrr2n99r, cncrr2n99y, cncrr2n9b5, cncrr2n9bk, cncrr2n9bm, cncrr2n9bX, cncrr2s3dy, cncrr2s3h6, cncrr2s5ks;
-счет-фактура N УТА00001372 от 18.12.2022 и паспорта на Многофункциональное устройство (МФУ) от ООО "ЗВК.РУ".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в вышеуказанной гарантийной карте по контракту N 84/2024 от 04.04.2024 указано на гарантийный срок поставляемого оборудования: "Срок гарантии Поставщика/Производителя - 12 месяцев". При этом в гарантийной карте и товарной накладной указано, что товар принят Заказчиком 22.04.2024 года. Комиссия Управления отмечает, что в данном случае речь идёт не о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалах для сохранении гарантии на имеющееся у него оборудование.
Таким образом, в случае неисправности оборудования Заказчика, по причине использования расходных материалов иных производителей, Заказчик будет лишён права бесплатного обслуживания и ремонта оборудования. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в 2024-36110 5 сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. 2.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что при формировании извещения по закупке N 0311100007324000121 Заказчиком выбран неверный код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), а именно код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", поскольку, по мнению Заявителя, закупаемым товарам наиболее соответствует код ОКПД2 - 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода".
Таким образом, ввиду использования иного кода ОКПД2, Заказчиком также неправомерно не установлены ограничения допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом 2024-36110 6 указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком закупаются товары, описанные по коду ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что указанный в информации об объекте закупки код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных 2024-36110 7 машин" не входит в Перечень, установленный положениями Постановления N878. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Законом о контрактной системе не регламентируется порядок выбора Заказчиками кодов ОКПД2, ввиду чего описание объекта закупки выполнено Заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе и выбран код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", который в полной мере соответствует закупаемым товарам. Между тем в ходе заседания Комиссией Управления также установлено следующее. Комиссией Управления установлено, что в ОКПД2 присутствует следующее детализирующее пояснение кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода": Эта группировка в том числе включает:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров. Комиссия Управления отмечает, что при формировании описания объекта закупки, в частности при выборе кода ОКПД2, Заказчику надлежит руководствоваться, в том числе, детализированными пояснениями ОКПД2.
Как установлено Комиссией Управления закупаемым товарам, например, "Комплект картриджей тип 2", "Картридж для электрографических печатающих устройств" наиболее соответствует код ОКПД2 26.20.40.120, так как детализирующее описание такого кода ОКПД2 соответствует закупаемому товару, в то время как код ОКПД2 28.23.25.000, установленный Заказчиком в извещении, не содержит детализирующего описания.
Таким образом, ОКПД2 28.23.25.000 выбран Заказчиком неправомерно, так как при наличии наиболее соответствующего кода ОКПД2 26.20.40.120, 2024-36110 8 содержащего детализирующее описание товара, закупаемого в рамках конкурентной процедуры, Заказчику надлежит использовать такой код ОКПД2, который, в свою очередь, включен в Перечень Постановления N 878, ввиду чего Заказчику надлежало также установить ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. При этом, пояснений и доказательств того обстоятельства, что код ОКПД2 26.20.40.120 не применим для закупаемых товаров представителем Заказчика не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30, ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком установлено требование к оригинальности комплектующего изделия/расходного материала, ввиду чего поставить товар, происходящий из государств - членов Евразийского экономического союза не представляется возможным, при этом согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024 NИЗК1 по закупке N 031110000732400012 на участие в закупке подано и признано соответствующими 5 заявок, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления, 2024-36110 9
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу по закупке N 0311100007324000120 ООО "ТД "Политон- Тех" на действия ФГБОУ ДПО ИРПО необоснованной, по закупке N 0311100007324000121 признать жалобу обоснованной в части неправомерного выбора кода ОКПД2, неправомерного неустановления ограничений в соответствии с Постановлением N 878.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова Члены Комиссии: М.О. Мацнева Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-36110
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2024 г. N 077/06/106-10239/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024