Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: Академии акварели и изящных искусств: В.В. Величко (по доверенности от 01.08.2024 N71), ООО "Строймаркет": Пановой Н.Б. (по доверенности от 01.02.2024 N9), рассмотрев жалобу ООО "Строймаркет" (далее - Заявитель) на действия Академии акварели и изящных искусств (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на модернизацию системы газового пожаротушения (Закупка N 0373200159624000040) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36126 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы в описании объекта закупки Заказчиком установлены противоречивые, неправомерные требования.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, 2024-36126 3 требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Так в составе извещения размещена Рабочая документация в отсутствует первый лист спецификации станции пожаротушения N1 являющийся предметом объявленной закупки, и не указаны позиции оборудования с 1 по 18 пунктам.
Также Заявитель указывает, что исходя из положений Технического задания предусмотрена заправка 14 модулей газового пожаротушения МПА Хладоном 125. При этом согласно положениям Рабочей документации заряд каждого модуля составляет 134.8 кг. В то же время Техническим заданием предусмотрена передача исполнителю по контракту 995 кг Хладона 125, также локальный сметный расчет содержит указание на оплату 50 кг Хладона 125.
Таким образом контрактом предоставляется в общей сложности 1045 кг хладона 125, что на 14 модулей пожаротушения составит 74 кг на 1 баллон, без учета потери при заправке при необходимых 134,8 кг. Помимо этого Заявитель указывает, на то, что в разделе "Технологическая часть", где перечислены марки модулей газового пожаротушения и сопутствующих газовому пожаротушению оборудованию отсылка на эквивалентность отсутствует, так например: "Миниканал МЕХ 25х16 Ecoplast 77007-Е110".
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-36126 4 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании рабочей документации была допущена техническая ошибка.
Также представитель Заказчика пояснил, что Заказчик в 2023 году обратился в лицензированную компанию разработчику рабочей документации. Высококвалифицированными специалистами Компании ООО "Парацельс Групп" была разработан и предоставлен - проект системы газового пожаротушения и примерный расчет стоимости данного вида работ (смета). Все расчеты по количеству материалов, оборудования, работ, в том числе количества огнетушащего вещества были предоставлены лицензированной компанией и Заказчик не подвергает сомнению точность расчетов по данному проекту. В данной закупке не предусмотрена поставка Хладона 125 т.к. (не входит в НМЦК) т.к. данное вещество уже закуплено Заказчиком. В случае нехватки данного вещества оно будет дополнительно приобретено Заказчиком.
Также представитель Заказчика пояснил, что размещенная смета является примерной, ориентировочной. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что из положений Технического задания напрямую следует, что Заказчиком передается меньшее количества Хладона 125, чем необходимо для оказания услуг по заправке модулей газового пожаротушения, что вводит участников закупки в заблуждение, при этом, вопреки пояснениям Заказчика смета по своей сути не является "ориентировочным" документом, более того, п.4 технического задания также установлено, что Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии со сметной документацией и действующими СНиПами, ГОСТами и техническими условиями.
Также представитель Заказчика отметил, что в техническом задании Приложение 1 в разделе "Технологическая часть" а так же в других разделах ТЗ перечислены оборудование/материалы сопутствующих газовому пожаротушению оборудованию с технической аббревиатурой (условные (сокращенные) обозначения технических характеристик (тип, серия, класс, диаметр, объем и т.п.), имеющие обозначения в проектной документации, без указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам. В то же время Комиссия Управления отмечает, что указания на конкретный тип, серию продукта указывает на конкретную продукцию производителя.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее. 2024-36126 5 П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании). П.3 Положения о лицензировании определено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому 2024-36126 6 обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к Положению о лицензировании. Комиссией Управления установлено, что в составе извещения размещен файл "Документация к запросу котировок", в котором, в п.13.1 раздела II. "Информация о проведении закупки" установлены следующее требование к участникам закупки: "Наличие действующей лицензии МЧС на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Состав разрешенной деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Подрядчик, осуществляя работы должен иметь лицензию на право производства данного вида работ". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что согласно извещению об осуществлении запроса котировок объектом закупочных процедур является модернизация системы газового пожаротушения, при этом требования к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком в составе извещения не установлены.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36126 7
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Строймаркет" на действия Академии акварели и изящных искусств обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников М.В. Сорбучева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-36126
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2024 г. N 077/06/106-10408/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024