Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Агентство инноваций г. Москвы": И.А. Привезенцевой (доверенность NАИМ-24/34 от 05.06.2024), Т.Н. Садовской (доверенность NАИМ-24/7 от 29.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Ваганова Н.А.: Т.А. Гращенковой (доверенность б/н от 01.04.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Агентство инноваций г. Москвы" о включении сведений об ИП Ваганова Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36088 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Агентство инноваций г. Москвы" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Ваганова Н.А. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку кресел для актового зала для нужд ГБУ "Агентство инноваций Москвы" (с предоставлением преимуществ организациям инвалидов и с применением постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) (реестровый N0173500000424000008). 26.03.2024 между Заказчиком и ИП Ваганова Н.А. заключен государственный контракт NП47/КРС-2024/08 (реестровый N2770377043024000016) на поставку кресел для актового зала для нужд ГБУ "Агентство инноваций Москвы" (с предоставлением преимуществ организациям инвалидов и с применением постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 16.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Ваганова Н.А. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен 2024-36088 3 поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 16.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с "03" июня 2024 г. по "29" ноября 2024 г. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 26.06.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена Заявка N 1, срок поставки - до 10.07.2024. 10.07.2024 Заказчиком получен ответ Исполнителя на Заявку N 1 о невозможности поставки Товара в срок, установленный в Заявке N 1. 11.07.2024 В связи с нарушением условий Контракта (не поставка Товара в срок), Заказчиком сформировано уведомление о претензионной переписке N 1 (направлено Уведомление о невыполнении условий Контракта) с требованием о надлежащем исполнении своих обязательств по Контракту в срок до 15.07.2024. 12.07.2024 Заказчиком получен ответ от Исполнителя на уведомление о претензионной переписке N 1. В связи с нарушением контрагентом Исполнителя обязательств по поставке материалов и поломкой оборудования Заявка N 1 не может быть исполнена в установленный срок. Представитель Общества на заседании Комиссии Управления пояснил, что фактически невозможность поставить товар в срок вызвана серьезной поломкой оборудования, которое непосредственно задействовано в изготовлении кресел. Производственный процесс был прерван для замены оборудования. При этом, из устных пояснений производителя следует, что ранее на замену работоспособного, но устаревшего оборудования и в целях усовершенствования качества изготавливаемой продукции и снижения времени ее производства, производителем в 2023 были заказаны и оплачены необходимые станки.
В соответствии с достигнутыми договоренностями с производителем оборудования, оно должно было быть отгружено на производство в июне 2024. Однако, в связи с 2024-36088 4 затруднительной логистикой из Китая, оборудование на производство поступит только в конце сентября 2024.
Таким образом, старое оборудование вышло из строя, а новые станки еще не поступили. Установка и пуско-наладочные работы занимают определенное время, в связи чем было принято решение о перемещении всех комплектующих для изготовления кресел с производственной площадки из г. Смоленск на производственную площадку г. Ярославль. Исполнитель информировала Заказчика о поставке образца кресла не позднее 20.06.2024, но в связи с перемещением на новый участок производства данный срок изменился. Производство
установило
срок готовности всей партии кресел 15.10.2024, а образца до 15.09.2024.
В целях предотвращения негативных последствий, в том числе невозможности использования Заказчиком кресел для зрительного зала, на которые он вправе рассчитывать, Исполнитель просил рассмотреть возможность безвозмездной временной замены кресел в количестве 200 шт. из имеющихся в наличии, с последующей поставкой кресел, соответствующих условиям гражданско-правового договора бюджетного учреждения. При согласии на временную замену кресел, Исполнитель гарантировал надлежащее исполнение обязательств по гражданско- правовому договору бюджетного учреждения, в том числе последующую поставку кресел в соответствии с условиями и требованиями Гражданско-правового договора бюджетного учреждения. Однако, Заказчиком было отказано в предоставлении временной замены и принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На заседании Комиссии Управления Исполнителем в материалы дела представлены письма: Копия акта технического осмотра изделия N66 183 от 17.06.2024 г.; Копия письма производителя от 20.06.2024 г. о выходе из строя оборудования; Копия письма ИП Вагановой Н.А. производителю от 21.06.2024 г.; Копия письма производителя от 22.06.2024 о возможности изготовления образца с увеличением срока. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика ходатайствовал о не включении сведений в отношении ИП Ваганова Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка 2024-36088 5 его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-36088 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Агентство инноваций г. Москвы" во включении сведений в отношении ИП Ваганова Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин И.А. Поляков Исп.Гаришин С.Р. 2024-36088
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2024 г. N 077/10/104-10137/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024