Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "Поликлиника "Троицкая" ДЗМ": М.Н. Рубайлов (по доверенности от 03.07.2024 Nб/н), ООО "МЕДТЕХ".: Э.А. Кегяриковой (по доверенности от 27.05.2024 N14), Д.Д. Домбровского (по доверенности от 02.07.2024 N18), рассмотрев жалобу ООО "МЕДТЕХ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Поликлиника "Троицкая" ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку экспресс- тестов для нужд ГБУЗ "Поликлиника "Троицкая" ДЗМ" в 2024 году (Закупка N 0348300003324000053) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36588 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
Согласно доводам жалобы при описании закупаемого товара Заказчиком в структурированной форме извещения неправомерно не указаны требования к характеристикам закупаемого изделия, отраженные в составе файла "Техническое задание", что затрудняет подачу структурированной заявки потенциальному участнику аукциона с достоверными сведениями необходимых Заказчику параметров. Заявитель также указывает, что в составе извещения между структурированным и текстовым описанием объекта закупки допущены разночтения в части установления характеристик товаров. Например, в описание объекта закупки структурированной формы извещения указаны требования, как "Количество тестов, Штука: 20-25", в то время как в описание объектов закупки Технического задания установлено следующие значения требований к количеству тестов: "Тест-кассета или тест-картридж: Не менее 25 шт.".
Таким образом, как отмечено в жалобе, создается невозможность предложить к поставке тесты, которые будут содержать 20 штук в наборе, так как все комплектующие теста, требуются в техническом задании от 25 единиц, что также затрудняет подачу структурированной заявки.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, 2024-36588 3 должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с 2024-36588 4 использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием Единой информационной системы (далее - ЕИС), Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых к поставке товара "Препараты диагностические" кода ОКПД2 21.20.23.111 следующим образом:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Препараты диагностические";
- раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Количество тестов, Штука: 20-25"; "Предназначен для качественного выявления антигена коронавируса SARS- CoV-2 (COVID-19) в биологическом материале человека методом иммунохроматографического анализа: Наличие"; "Время получения результата: 15 и
20 Минута"; "Качественные характеристики: Условия хранения тест-кассеты после вскрытия: больше или равно 4 часа"; "Минимальный остаточный срок годности на дату поставки: 18 Месяц"; "Пробирка с буферным раствором:
25 Штука"; "Соответствие требованиям ТЗ: Да"; "Специфичность:
100 Процент"; "Стерильный зонд-тампон:
25 Штука"; "Тестовая кассета: 25 Штука"; "Технические характеристики: Условия хранения: [-30°С - +30°С] Аналитическая чувствительность, пг/мл Не более 5 пг/мл"; "Функциональные характеристики: "Отсутствие перекрестной реактивности": респираторно-синцитиальный вирус, вирус гриппа А и В, аденовирус, вирус парагриппа, Legionella pneumophila, Mycoplasma pneumoniae, Streptococcus pneumoniae"; "Чувствительность:
98 Процент"; "Тип образца: мазок из носоглотки;мазок из ротоглотки: Наличие". При этом в отношении требований, указанных в разделе "Характеристики товара, работы, услуги", также представлена инструкция по заполнению характеристики, например "Тестовая кассета: 25 Штука", "Инструкция по заполнению характеристик в заявке: Значение характеристики не может изменяться участником закупки". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в файле "Техническое задание" определены требования к закупаемому диагностическому препарату, не отраженные в составе структурированной формы извещения, в том числе: "Количество наносимого готового образца из носоглотки и ротоглотки человека: не более 80 мкл.".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-36588 5 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ранее участником закупки подавался запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, по результатам которого Заказчиком даны разъяснения от 25.07.2024 NРИ2.
В данном разъяснении положений извещения об осуществлении закупки изложено, что Заказчиком в описании объекта закупки определены значимые потребительские свойства для эффективной работы медицинского учреждения, при этом отмечено, что будут вноситься изменения в извещение. Так, 25.07.2024 Заказчиком внесены изменения извещения о проведении электронного аукциона с корректным описанием объекта закупки. В отношении противоречивых требований к количеству тестов представитель Заказчика пояснил, что в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 24.07.2024 NРИ1 Заказчиком также разъяснено следующее: "УРЗ может предложить к поставке 1119 упаковок по 25 шт. в каждой или 1398 упаковок по 20 шт. в каждой, с соблюдением общего количества определений - 27 955 шт., это не противоречит требованиям ТЗ.".
Таким образом, представитель Заказчика отметил, что потенциальным участником аукциона было дано достаточное количество времени с ознакомлением разъяснений Заказчика для формирования корректного предложения для участие в закупочной процедуре. Исходя из вышеизложенного, представитель Заказчика приходит к выводу об отсутствие нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика. Вместе с тем Комиссией Управления обращено внимание Заказчика на наличие противоречий в части описания объекта закупки в структурированной части извещения и описания объекта закупки Технического заданий в измененной редакции извещения от 25.07.2024.
Более того, представитель Заказчика не отрицал того факта, что установленное требование к количеству тестов в изменениях извещения об осуществление электронного аукциона от 25.07.2024 противоречит количеству тестов в упаковке отраженному в техническом задании. В свою очередь, Комиссия Управления обращает особое внимание, что в соответствии с положениями ст.33 и ст.42 Закона о контрактной системе разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не являются частью описания объекта закупки, что свидетельствует как об отсутствии обязанности участника закупки по ознакомлению с такими разъяснениями, так и об обязанности идентификации таких разъяснений как части описания объекта закупки. При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу, что предъявленные требования к закупаемым товарам в разных частях извещения содержат в себе отличные требования к закупаемым товарам, тем самым противоречат друг другу. Комиссия Управления считает также необходимым отметить, что подобный подход описания закупаемых товаров противоречит положениям ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, определяющие потребность Заказчика, при этом в данном случае потребность Заказчика может быть определена участником закупки 2024-36588 6 неверно. В то же время, следуя пояснениям Заказчика, Комиссией Управления обращено внимание, что формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки ответственность, за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Одновременно с этим Заявителем обжалует неправомерные требования к условиям хранения тест-кассет, поскольку, по мнению Заявителя, предъявленное требование нарушает методические рекомендации Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 26.10.2023 года, утвержденная Заместителем Министра здравоохранения РФ А.Н. Плутницкого (далее - МР COVID 19) путем установления конкретных условий хранения. Так, описание объекта закупки предусмотрено следующее требование к условиям хранения тестов: "Качественные характеристики: Условия хранения тест-кассеты после вскрытия: больше или равно 4 часа", при этом в Техническом задание также отражено следующее требование к условиям хранения:"Условия хранения:[-30°С - +30°С]; ". По мнению Заявителя, температура при транспортировке должна быть +2°- +8 °C.
Время хранения образцов до исследования не должно превышать 5 дней при +2°-+8 °C, может быть больше - при - 20 °C или - 70°C., ввиду чего условия хранения от -30 С° - 30 °C необоснованно завышены так же, как и условия хранения тест-кассеты после вскрытия больше или равно 4 часам. Представитель Заказчика, не согласившись с данным доводом жалобы пояснил, что довод Заявителя несостоятелен, поскольку МР COVID 19 носит временный и рекомендательный характер. Заказчик
установил
требование по причине основной потребности в данной характеристики при транспортировке медицинского изделия в зимний период. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. В свою очередь, в силу нормы ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалоб, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении данных требований. 2024-36588 7 На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "МЕДТЕХ" на действия ГБУЗ "Поликлиника "Троицкая" ДЗМ" обоснованной в части установления противоречивых требований в описании объекта закупки. 2.
Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Кутейников М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-36588
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2024 г. N 077/06/106-10230/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024