Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Квазар": А.И. Шлычковой (по доверенности от 02.08.2024 N1), Управы района Ивановское г. Москвы: С.Н. Бутина (по доверенности от 02.08.2024 NИВ-15-589/24), ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО": Г.З. Мангосарова (по доверенности от 15.11.2023 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Квазар" (далее - Заявитель) на действия Управы района Ивановское г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (картриджей, тонер-картриджей) к печатающим устройствам для Управы района Ивановское г. Москвы (Закупка N 0373200006224000957) (далее - запрос котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2024-36722 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что при формировании извещения Заказчиком выбран неверный код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), в частности код 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки", в то время как, по мнению Заявителя, закупаемым Заказчиком товарам "Картридж", соответствует код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода". При этом Заявитель также указывает, что вышеуказанное нарушение повлекло за собой неправомерное не установление ограничений допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению о проведении 2024-36722 3 закупочной процедуры, Заказчиком закупаются товары "Картридж для электрографических печатающих устройств", при этом указано на соответствие закупаемых товаров коду ОКПД2 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки".
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что указанный в извещении об осуществлении закупки код ОКПД2 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки" не входит в 2024-36722 4 Перечень, установленный положениями Постановления N878, при этом код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода" включен в подгруппу кодов ОКПД2 26.20.4 "Блоки, части и принадлежности вычислительных машин", которая, в свою очередь, включена в указанный Перечень.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что соответствующим кодом ОКПД2 является код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода, поскольку в соответствие с наименованием данного кода этот код ОКПД2 26.20.40.120 является наиболее общим к картриджем и в полной мере соответствует описанию объектов закупки. При этом в обоснование своей позиции представитель Заявителя также отметил, что в ОКПД2 присутствует следующее детализирующее пояснение кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода": Эта группировка в том числе включает:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров. По мнению представителя Заявителя, закупаемые картриджи соответствуют именно следующим группировкам, как картриджи однокомпонентные, картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-36722 5 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что используемый Заказчиком при формировании извещения код ОКПД2 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки" в полной мере соотносится с закупаемым Заказчиком товарами. В то же время представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, поскольку к поставке требуются картриджи для электрографических печатающих устройств, ввиду чего группировка, описывающая картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, не соответствует закупаемым товарам. К аналогичному выводу приходит Заказчик к группировке с описанием картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров.
Также, по мнению Заказчика, не соответствует описанию объектов закупки и группировка с однокомпонентными картриджами, поскольку такие картриджи не являются объектом закупки. Комиссия Управления отмечает, что при формировании описания объекта закупки, в частности при выборе кода ОКПД2, Заказчику надлежит руководствоваться, в том числе, детализированными пояснениями ОКПД2.
При этом Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей закупаемого товара, работы, услуги. Вместе с тем представителем Заявителя не доказано соответствие кода ОКПД2 26.20.40.120, как отвечающему описанию объектов закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в составе извещения неправомерно установлено требование о поставке исключительно оригинальных товаров, без возможности поставки эквивалентной продукции.
Согласно пп."в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.4 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может содержать требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к 2024-36722 6 гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлен перечень необходимых к поставке товаров, например, по п. "Картридж для электрографических печатающих устройств" позиции КТРУ 20.59.12.120-00000002: "Модель комплектующего изделия/ расходного материала: D320T24KK; Товарный знак производителя оргтехники: Sindoh; Требование оригинальности комплектующего изделия/ расходного материала: Оригинальный(ая)".
Также Комиссией Управления установлено, что в электронном документе " Обоснование характеристик" указано следующее обоснование установление дополнительных требований к оригинальности закупаемых расходных материалов, в том числе: "Заказчику требуется конкретные модели расходного материала в соответствии с печатающими устройствами, находящимися в эксплуатации у Заказчика". Более того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой закупки Заказчиком закупаются расходные материалы к печатающим устройствам, в частности компаний "Sindoh", имеющихся у Заказчика, при этом инструкциями по эксплуатации таких устройств не рекомендовано использование картриджей сторонних производителей, а в случае поломки оборудования, в следствии использования картриджей сторонних производителей, гарантийное обслуживание оборудования не осуществляется. Помимо этого представитель Заказчика также отметил, что оригинальные картриджи закупаются Заказчиком для оборудования, поставленного в рамках иного контракта и находятся на гарантии поставщика оборудования, ввиду чего, для исполнения гарантийных обязательств Заказчику необходимо использовать исключительно оригинальные расходные материалы. В обоснование своей позиции представитель Заказчика приложил документацию к копировальной техники Заказчика, в частности на оборудование компании "Sindoh", контракт от 27.10.2023 N ГК 6401/23-4354 на поставку оборудования печати и сканирования, а также гарантийную карту от 15.11.2023 2024-36722 7 NГК-6401/23-4354 на имеющиеся многофункциональные устройства Заказчика.
Таким образом, представитель Заказчика указывает, что в данном случае речь идёт не только о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а также и о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалов для сохранения гарантийного обслуживания на имеющееся у него оборудование. Комиссия Управления отмечает, что положениями ст.33 Закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, что и было сделано Заказчиком в данной закупке.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36722 8
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квазар" на действия Управы района Ивановское г. Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: А.И. Рахматуллаев М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-36722
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2024 г. N 077/06/106-10359/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024