Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в отсутствии уполномоченных представителей ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России: В.Ю. Демченко (доверенность N 20 от 22.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Нобл Стил": С.П. Андрусенко (доверенность N б/н от 19.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России о включении сведений в отношении ООО "Нобл Стил" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
2024-36347 2 В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Нобл Стил" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку расходных материалов, совместимых с аппаратом, находящимся в эксплуатации у Заказчика, Система ангиографическая Azurion 5 М20 (вариант 1) (реестровый N 0373100013424000136). 10.06.2024 между Заказчиком и ООО "Нобл Стил" заключен государственный контракт N136-ЭА-24-44 (реестровый N 1770401401024000141) на поставку расходных материалов, совместимых с аппаратом, находящимся в эксплуатации у Заказчика, Система ангиографическая Azurion 5 М20 (вариант 1) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 16.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Нобл Стил" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-36347 3 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 16.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 5.1. Контракта: "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, по заявке Заказчика. Заявка направляется Заказчиком по адресу электронной почты Поставщика, указанной в реквизитах Поставщика в разделе 18 Контракта с даты заключения Контракта по "31" декабря 2024 года. Поставка Товара на основании Заявки осуществляется в течение 7 (семи) календарных дней со дня направления Заявки Заказчиком. Поставка Товара без направленной Заказчиком Заявки не допускается. Товар на основании Заявки должен быть поставлен полностью. Заказчик вправе отказаться от приемки на основании Заявки части Товара.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 28.06.2024 г. Поставщику направлены две заявки на поставку расходных материалов N 50.050 и N 50.051 от 24 июня 2024 года на общую сумму 121 027,05 рублей. Поставка должна была быть не позднее 06 июля 2024 года включительно. 10 июля 2024 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия о нарушении сроков поставки товаров, содержащая в том числе требование поставить товар не позднее 12 июля 2024 г. По состоянию на 15 июля 2024 г., Поставщиком не осуществлена поставка товара в полном объеме, а именно, не осуществлена поставка по заявке N 50.050.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки. В своем письме (исх. N 53 от 11.07.2024 г.) Поставщик указывает, что задержки поставки обусловлены обстоятельствами, независящими от воли Исполнителя, а также о том, что заказанный и оплаченный товар будет незамедлительно поставлен в адрес Заказчика после его доставки на склад ООО "Нобл Стил". В связи с отсутствием поставки товара по состоянию на 16.07.2024, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что до подачи заявки на участие в аукционе Поставщик обратился к поставщикам товара, указанного в Контракте, с просьбой сообщить о готовности поставить этот товар в срок, предусмотренный Контрактом. 2024-36347 4 При этом поставщики товара, указанного в Контракте, подтвердили готовность поставить этот товар Поставщику в срок, предусмотренный Контрактом. На момент получения заявок Поставщик ожидал поступление на свой склад товара, указанного в них, в количестве 10 шт. 08.07.2024 как только этот товар поступил на склад Поставщика, он направил его Заказчику. 10.07.2024 товар, указанный в заявках, в количестве 10 шт. был доставлен Заказчику (документ о приемке от 08.07.2024 N 122, накладная от 08.07.2024 N 3389-8262). 28.06.2024 в день получения заявок Поставщик обратился к ООО "Кинани" с просьбой поставить товар, указанный в них, в количестве 35 шт. в течение 7 календарных дней (письмо от 28.06.2024 N 47/0/1). 01.07.2024 ООО "Кинани" сообщило Поставщику о том, что срок поставки товара, указанного в заявках, существенно увеличился по независящим от него причинам в связи с усложнившейся логистикой доставки зарубежного товара в Россию, товар может быть поставлен ориентировочно к концу августа 2024 (письмо от 01.07.2024 N 31). 05.07.2024 Поставщик оплатил заказанный у ООО "Кинани" товар (счет на оплату от 02.07.2024 N 409, платежное поручение от 05.07.2024 N 201). 01.07.2024 Поставщик дополнительно обратился к другим поставщикам товара, указанного в заявках, с просьбой сообщить о готовности поставить этот товар в кратчайшие сроки: ООО "Медфорс", ООО "Медикор", ООО "Ангиотрэк" (письма Поставщика от 01.07.2024 N 47/1, от 01.07.2024 N 47/2, от 01.07.2024 N 47/3).
В ответ на запросы Поставщика ООО "Медфорс", ООО "Медикор" и ООО "Ангиотрэк" сообщили о том, что товар, указанный в заявках, может быть поставлен только в августе - сентябре 2024 (письмо ООО "Медфорс" от 01.07.2024 N 47/1, письмо ООО "Медикор" от 01.07.2024 N 47/2, письмо ООО "Ангиотрэк" от 01.07.2024 N 47/3). 10.07.2024 Заказчик направил Поставщику требование о поставке товара, указанного в заявках, а также об уплате неустойки за нарушение срока поставки этого товара (письмо Заказчика от 10.07.2024 N 998). 10.07.2024 Поставщик повторно обратился к ООО "Кинани" с просьбой сообщить о возможности поставить товар, указанный в заявках, в ближайшее время (письмо от 10.07.2024 N 52/1).
В этот же день ООО "Кинани" сообщило Поставщику о том, что товар, указанный в заявках, поступит на его склад только в августе 2024 (письмо от 10.07.2024 N 41) 11.07.2024 Поставщик сообщил Заказчику о существенном увеличении срока поставки товара, указанного в заявках, по независящим от него причинам, о том, что этот товар оплачен Поставщиком и поступит на его склад в августе 2024, о готовности оплатить пеню за нарушение срока поставки товара (письма Поставщика от 11.07.2024 N 53). 12.07.2024 Поставщик оплатил пеню за нарушение срока поставки товара, указанного в заявках (платежное поручение от 12.07.2024 N 215). 16.07.2024 Заказчик принял Решение. 2024-36347 5 17.07.2024 Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставки в полном объеме товара, указанного в заявках, до вступления Решения в силу по не зависящим от него причинам (письмо Поставщика от 17.07.2024 N 60).
Также с целью своевременного обеспечения потребности Заказчика в товаре для оказания медицинской помощи гражданам, Поставщик предложил Заказчику заказать не указанный в заявках, но предусмотренный Контрактом товар. Однако Заказчик не ответил на предложение Поставщика. 23.07.2024 Поставщик уведомил Заказчика о том, что в срок до 26.07.2024 в его адрес напрямую со склада контрагента Поставщика будет доставлен товар, указанный в заявках, в количестве 25 шт. (письмо Поставщика от 23.06.2024 N 64). 25.07.2024 товар, указанный в заявках, в количестве 25 шт. был доставлен Заказчику (документ о приемке от 23.07.2024 N 148, накладная от 23.07.2024 N 3389-443433).
До настоящего времени Заказчик не принял указанный товар и не направил Поставщику мотивированный отказ от приемки этого товара. 26.07.2024 в ответ на уведомление Заказчик сообщил Поставщику о том, что поставка товара, указанного в заявке в количестве 25 шт. является ненадлежащим исполнением условий Контракта (письмо Заказчик от 26.07.2024 N 1073). 24.07.2024 Поставщик с целью своевременного обеспечения потребности Заказчика в товаре для оказания медицинской помощи гражданам предложил Заказчику принять в качестве пожертвования товар с характеристиками близкими к характеристикам товара, указанного в заявках, поставка которого предусмотрена Контрактом (п. 1 Спецификации): Проводник внутрисосудистый в варианте исполнения SKYLINE в количестве 35 шт. (письмо Поставщика от 24.07.2024 N 65).
Однако Заказчик не ответил на предложение Поставщика. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из Единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 45 государственных контрактов. Исполнитель ранее выполнял аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных 2024-36347 6 поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности 2024-36347 7 расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России во включении сведений в отношении ООО "Нобл Стил" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-36347
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2024 г. N 077/10/104-10266/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024