Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством конференц- связи), при участии представителей: ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ": М.А. Малаевой (доверенность от 01.07.2024 Nб/н), Е.Ю. Петровой (доверенность от 01.08.2024 Nб/н), ИП Саукова Е.Е.: С.А. Демина (доверенность от 11.03.2024 Nб/н), рассмотрев жалобы ИП Саукова Е.Е. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" в 2024-2025 годах, обособленное структурное подразделение Туберкулезный санаторий по адресу: 2024-36596 2 область Московская, г. Руза, поселок Кожино (Закупка N 0373200107424000248) (далее - конкурс, электронный конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
1.В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов 2024-36596 3 Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
-общая цена исполненных участником закупки договоров;
-общее количество исполненных участником закупки договоров;
-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). 2024-36596 4 Комиссией Управления определено, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки": "Содержание: Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки участником на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка). Под услугами, связанными с предметом контракта (договора) понимается оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях. Опыт участника по выполнению работ, связанных с предметом контракта, подтверждается следующими документами, направленными в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов:
- исполненный договор;
-акт оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающий цену оказанных услуг (выполненных работ);
-платежные поручения с отметкой банка и (или) банковские выписки из реестра платежных поручений по такому договору". В составе жалобы Заявитель указывает, что в положениях порядка оценки Заказчиком неправомерно установлено условие о необходимости предоставления документов, подтверждающий оплату по представленным участником закупки договорам, что не предусмотрено требованиями Положения.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обязательства всех сторон по договору (контракту) будут считаться исполненными только при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями договора (контракта).
Таким образом, оплата также является неотъемлемой частью исполнения. При этом, необходимость предоставления документов, подтверждающих оплату по представляемым договорам (контрактам), обусловлена проявлением должной осмотрительности со стороны Заказчика при выборе контрагента по результатам закупки. Так, в случае добросовестного исполнения представленного к оценке договора, требование документа, подтверждающего оплату по представленным договорам не может расцениваться, как влекущее за собой ограничение числа участников закупки. 2024-36596 5 Кроме того, представитель Заказчика отметил, что установление спорного положения не противоречит нормам Положения. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что оспариваемые положения порядка оценки по своей сути указывают лишь на необходимость предоставления дополнительного документа, подтверждающего наличие у участников закупки опыта исполнения контрактов (договоров), а также фактическое исполнение таким участником закупки обязательств по договору (контракту), ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положений о необходимости представления копий исполненных контрактов и актов выполненных услуг (работ), оспариваемое условие не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе и норм Положения в силу абз.3 пп."в" п.28 Положения, где указано, что порядком оценки устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом перечисление документов, подтверждающих наличие у участника опыта исполнения контрактов (договоров) с использованием формулировки "в том числе" свидетельствует о возможности Заказчика, помимо определенных Положением документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров), также установить требование о необходимости предоставления дополнительных документов. Изложенная позиция также отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2022 г. N24-06-07/41956.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, вместе с тем в ходе заседания Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании вышеуказанного порядка оценки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом пояснений представителей Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
2.Также Заявитель в составе жалобы указывает на наличие условий в проекте контракта, не относящиеся к объекту закупки и техническому обслуживанию зданий, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию закупки.
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта. Вместе с тем, в силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт 2024-36596 6 заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно размещенному проекту контракта установлено: "3.4 Исполнитель вправе досрочно оказать услуги по согласованию с Заказчиком; 3.6 Исполнитель не вправе досрочно оказать услуги по перевозке пассажиров и багажа". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проект контракта является типовым, при этом в Техническом задании вышеуказанные положения отсутствуют. При заключении контракта вышеуказанные условия проекта контракта будут исключены. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей, при этом условия, указанные в п.3.4 и 3.6 проекта Контракта не относятся к данной закупочной процедуре.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Заявитель в составе жалобы указывает на противоречия в Техническом задании и проекте контракта в отношении обязанностей Исполнителя со сроком начала до заключения контракта, что вводит в заблуждение участников закупки и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Техническому заданию установлено: "2.4 До начала оказания услуг, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня Исполнитель определяет ответственное лицо за объект и предоставляет Заказчику информацию о данном сотруднике с указанием предоставляемых ему полномочий (включая право подписания и согласования журналов учета оказанных услуг, электронных структурированных Документов о приемке), в случае если руководитель Исполнителя принимает решение о передаче таких полномочий. Исполнитель уведомляет об этом Заказчика, согласно требованиям статьи "Прочие условия" Контракта. Об изменении контактной информации ответственных лиц Исполнитель обязан уведомить Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня со дня возникновения таких изменений. 2.5 Для оформления пропусков на объекты Заказчика Исполнитель не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до начала оказания услуг предоставляет Заказчику 2024-36596 7 список персонала, который будет задействован в оказании услуг, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, а также предоставляет список автотранспорта с указанием его марки и государственного регистрационного номера. 2.5.1 Исполнитель обязан по требованию Заказчика не позднее 10 (десяти) календарных дней до начала оказания услуг, а в случае запроса Заказчика во время оказания услуг не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты запроса, представить копии документов, необходимых для проверки соответствия сотрудников Исполнителя требованиям и условиям, установленным настоящим Техническим заданием".
Согласно п.12.1 проекта Контракта установлено: "12.1 Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами. Срок исполнения Контракта Сторонами: 388 календарных дней c даты заключения контракта". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание и проект контракта являются типовой документацией, внесение изменений технически не представляется возможным. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что фактически спорные положения обязывают участника закупки представлять информацию и сведения до заключения контракта, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36596 8
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Саукова Е.Е. на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: Э.З. Гугава А.А. Матюшенко Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-36596
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2024 г. N 077/06/106-10243/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024