Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Д.А. Аносова, Членов Комиссии: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в отсутствие представителя ГБУ Социальный дом "Данки" (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), а также в присутствии представителя ООО "КОМЭНЕРГОПРОЕКТ": Михайловой Н.А. (доверенность б/н от 31.07.2024), рассмотрев обращение ГБУ Социальный дом "Данки" о включении сведений об ООО "КОМЭНЕРГОПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной 2024-36355 2 системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ Социальный дом "Данки" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "КОМЭНЕРГОПРОЕКТ" (далее - Исполнитель, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме на услуги по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, нормативов технических потерь тепловой энергии (реестровый N 0373200104124000028). 14.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт (реестровый N 0373200104124000028) на услуги по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, нормативов технических потерь тепловой энергии (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "КОМЭНЕРГОПРОЕКТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об 2024-36355 3 одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.07.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно условиям Контракта начало срока оказания Услуг: с 1 календарного дня с даты заключения контракта. Окончание срока оказания Услуг: 45 календарный день с даты заключения контракта Как следует из решения Заказчика, по состоянию на 28.06.2024 Исполнителем услуги по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, нормативов технических потерь тепловой энергии выполнены не были.
В соответствии с п. 7.5 Контракта Заказчиком была выставлена претензия об уплате неустойки в адрес Поставщика:
- Претензия N 1710 от 03.07.2024 Исполнитель неоднократно (от двух и более раз) нарушил сроки и объем поставки товаров, предусмотренных Контрактом. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что "27" мая 2024 года Исполнитель в полном соответствии с условиями Контракта по составу услуг и в сроки, установленные Контрактом, оказал Заказчику услуги по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, нормативов технологических потерь тепловой энергии, подготовило:
1) Отчет и экспертное заключение к расчету нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию от котельной ГБУ Социальный дом "Данки". (далее - Отчет НУР 2025 ГБУ Социальный дом "Данки") 2) Отчет и экспертное заключение к расчету нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии от газовой котельной к жилым помещениям. (далее Отчет НТП 2025 ГБУ Социальный дом "Данки") В этот же день Заказчик выдал Исполнителю Доверенность N 186 от 27.05.2024, которой уполномочил Исполнителя совершать от имени Доверителя следующие действия: представлять интересы Заказчика в Министерстве энергетики Московской области: подавать заявление на предоставлении государственной услуги "Утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии"; подавать заявление на предоставлении государственной услуги "Утверждение 2024-36355 4 нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям". "28" мая 2024 года вышеназванные отчеты по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии и нормативов технологических потерь тепловой энергии были направлены ООО "КомЭнергоПроект" по доверенности ГБУ Социальный дом "Данки" от 27.05.2024 на утверждение в Министерство энергетики Московской области, что подтверждено уведомлениями, представленными в Приложении N 5, согласно которым ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания "Данки" уведомлено о том, что ведомством приняты: заявление N Р001-5763379172-84988234 от 28.05.2024 о предоставлении государственной услуги "Утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии" на 2025 год; заявление N P001-5763379172-84988194 от 28.05.2024 о предоставлении государственной услуги "Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям". По результатам рассмотрения заявления N Р001-5763379172-84988234 от 28.05.2024 с расчетом нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии на 2025 год, Министерством энергетики Московской области принято Распоряжение N 84-Р от 03.06.2024 "Об утверждении нормативов расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии на 2025 год", в том числе для ГБУ Социальный дом "Данки" (ОГРН: 1025007772239).
По результатам рассмотрения заявления N Р001-5763379172-84988194 от 28.05.2024 с расчетом нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по заявлению от 28.05.2024 N Р001-5763379172-84988194 на 2025 год Министерством энергетики Московской области принято Решение от 30.05.2024 об отказе о предоставлении государственной услуги "Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям".
Согласно названному решению основанием для отказа в предоставлении государственной услуги Министерством энергетики Московской области указано, что расчеты и обоснование принимаемых НТП произведены с нарушением порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок) и нарушением административного регламента, утвержденного распоряжением Министерства от 22.03.2021 N 37-Р (далее - Административный регламент). В нарушение пункта 10.1 Административного регламента, правоустанавливающие документы на все участки тепловых сетей, участвующих в расчетах НТП, не представлены. В Решении от 30.05.2024 Министерством энергетики Московской области также указано, что ГБУ Социальный дом "Данки" вправе повторно обратиться в Минэнерго Московской области с запросом о предоставлении государственной услуги после устранения указанных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Письмом от 13.06.2024 исх. N 02/06 ООО "КомЭнергоПроект", направленным в адрес ГБУ Социальный дом "Данки", сообщило, что в соответствии с Контрактом 2024-36355 5 N 0373200104124000028 ООО "КомЭнергоПроект" выполнены работы по расчету и экспертизе нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, нормативов технологических потерь тепловой энергии. Данные расчеты были направлены на утверждение в Министерство энергетики Московской области. По результатам рассмотрения расчетов и документов, обосновывающих расчет нормативов удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии, было получено Распоряжение Министерства энергетики Московской области N 84-Р от 03.06.2024 "Об утверждении нормативов расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии на 2025 год". По результатам рассмотрения расчетов и документов, обосновывающих расчет нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии было получено Решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям".
В соответствии с пунктом 10.1. Административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям" в обосновывающих документах должны быть представлены правоустанавливающие документы на все участки тепловых сетей, участвующих в расчетах. Однако ГБУ Социальный дом "Данки" была представлена только бухгалтерская справка о протяженности сетей, которая не является правоустанавливающим документом. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем предпринимались попытки исполнить контракт, что расценивается Комиссией Управления как активные действия со стороны Исполнителя, свидетельствующие о намерении исполнить контракт.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без 2024-36355 6 выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ Социальный дом "Данки" во включении сведений об ООО "КОМЭНЕРГОПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии Д.А. Аносов Члены комиссии: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Луневич А.А. 2024-36355
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2024 г. N 077/10/104-10535/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024