Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ "ЦСП" ФМБА России: Т.А. Гуцалюк (доверенность N 09 от 09.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Аксиома БИО": В.М. Новгородов (доверенность N б/н от 05.08.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "ЦСП" ФМБА России о включении сведений об ООО "Аксиома БИО" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-36647 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "ЦСП" ФМБА России (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Аксиома БИО" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика на поставку микросферы магнитной (контракт N 187/23-ЦСП от 17.11.2023). 17.11.2023 между Заказчиком и ООО "Аксиома БИО" заключен государственный контракт N 187/23-ЦСП на поставку микросферы магнитной (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 03.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Аксиома БИО" существенных условий Контракта (далее - Решение).
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением 2024-36647 3 поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение направлено в адрес Исполнителя заказным письмом посредством Почты России 04.07.2024.
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнителем было получено 18.07.2024.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении о расторжении контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1. Контракта: "Поставка товара осуществляется одной партией. Срок поставки: в течение 120 (сто двадцать) календарных дней с даты заключения Договора.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 01.04.2024 Заказчик направил Поставщику претензию с требованием исполнить обязательства по поставке товара в полном объеме в течение 10 (десяти) дней с момента получения претензии. 26.04.2024 Заказчик получил от Поставщика письмо-ответ на претензию от 16.04.2024 исх. N 3/2024, (N 2009-вх от 26.04.2024) о невозможности исполнить обязательства по договору в связи с затруднениями в оплате товара производителю. 22.05.2024 Заказчик направил Поставщику запрос о предоставлении 2024-36647 4 документов, а именно копию договора с производителем о поставке товара для принятия решения о прекращении обязательств по договору. 29.05.2024 запрос Поставщиком получен, что подтверждается по треку отслеживания на сайте почты России. По состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора запрашиваемые документы Поставщиком не предоставлены. В связи с вышеизложенным, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора и уведомил об этом Поставщика. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что длительное время поставщиком продукции, поставка которой являлась предметом Контракта являлась компания Merck (Германия), но в 2022 году, в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций, указанная компания прекратила поставку в Российскую Федерацию своей продукции. Производителем аналогов данной продукции в Китае является компания VDO Biotech Co., Ltd.
ООО "Аксиома БИО" была получена авторизация от VDO Biotech Co., Ltd в качестве дистрибьютора. В связи с чем, до заключения Договора Поставщик планировал поставку товара производства именно VDO Biotech Co., Ltd. 14.12.2023 года VDO Biotech Co., Ltd был выставлен счет на оплату товара поставка которого является предметом Контракта. Однако, в период исполнения Контракта оплата изготовителю на счет в КНР из России была невозможна в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций. О сложившихся обстоятельствах Поставщик сообщал Заказчику в ходе телефонных переговоров, а также письмом от 28.03.2024 года. ООО "Аксиома БИО" также сделало запрос от 04.03.2024 года в адрес ООО "БИОЛОГИСТИКА" с целью закупки аналога товара, поставка которого предусмотрена Контрактом. 11.03.2024 года от ООО "БИОЛОГИСТИКА" поступил ответ следующего содержания: "В ответ на Ваше письмо б/н от 04 марта 2024 года сообщаем, что требуемые микросферы имеют уникальные характеристики - должны иметь сферическую форму и размер 140-160 нанометров. Такие микросферы производятся в настоящее время с возможностью поставки в Россию только компанией VDO Biotech Co., Ltd., которая находится в КНР. Однако, дополнительно сообщаем, что в настоящее время, в связи с введением санкций платежи в КНР затруднены, или невозможны".
Таким образом, ООО "БИОЛОГИСТИКА" также дало свое подтверждение о том, что единственным доступным поставщиком является VDO Biotech Co., Ltd. 01.04.2024 года в адрес Поставщика поступила Претензия Заказчика, в которой Заказчик требовал оплатить штраф за просрочку поставки товара. 03.07.2024 года Заказчик принял Решение об отказе от исполнения Контракта по причине просрочки поставки товара. Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на решение об отказе от 2024-36647 5 исполнения Контракта, в котором снова разъяснил причины просрочки, принес свои извинения за сложившуюся ситуацию, сообщил, что согласен с тем, что нарушил условия заключенного Контракта, согласился с решением Заказчика об отказе от исполнения Контракта. Поставщик также оплатил ранее предъявленный Заказчиком штраф платежным поручением N 380 от 15.07.2024 год. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из АИС "Портал поставщиков" Исполнителем заключено и исполнено более 213 государственных контрактов. Исполнитель ранее выполняло аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
Также необходимо принять во внимание цену контракта - 77 100,00 рублей, которая очевидно свидетельствует о незначительном объеме услуг с учетом всего объема исполненных контрактов, что также подтверждает об отсутствии намерений уклоняться от его исполнения. Кроме того, сумма контракта свидетельствует о несопоставимом наказании для ООО "Аксиома БИО" с учетом правовых последствий для Заказчика, вызванных неисполнение контракта ООО "Аксиома БИО". По мнению Комиссии Управления, Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. 2024-36647 6 Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-36647 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "ЦСП" ФМБА России во включении сведений в отношении ООО "Аксиома БИО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-36647
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2024 г. N 077/10/104-10287/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024