Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГКУ "Соцэнерго": Д.В. Полтев (доверенность N 866 от 05.09.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Жилстрой": А.В. Нагорнов (доверенность N 1 от 06.08.2024), рассмотрев обращение ГКУ "Соцэнерго"о включении сведений в отношении ООО "Жилстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ "Соцэнерго" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Жилстрой" (далее - Исполнитель)в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт наружных сетей 2024-36966 2 электроснабжения в целях обеспечения полноценного и бесперебойного функционирования ГБУЗ "Туберкулезная клиническая больница имени профессора Г.А. Захарьина Департамента здравоохранения города Москвы (реестровый N 0873200009524000005). 15.03.2024 между Заказчиком и ООО "Жилстрой" заключен государственный контракт N005-24-ПСД (реестровый N 2771925351824000022) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт наружных сетей электроснабжения в целях обеспечения полноценного и бесперебойного функционирования ГБУЗ "Туберкулезная клиническая больница имени профессора Г.А. Захарьина Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Жилстрой" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной 2024-36966 3 системе.
Согласно ст. 3.1. Контракта: "Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта: в течение 120 (сто двадцать) календарных дней с даты заключения Контракта.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, Заказчиком в адрес Исполнителя было претензионное письмо (N05и-450 от 21.06.2024) с требованием об уплате неустойки по Контракту.
Также Заказчик пояснил, что Техническим заданием (п.п. 2.12, 3.3) установлена обязанность Подрядчика согласовать документацию со всеми уполномоченными органами, надзорными и эксплуатирующими организациями, необходимость согласования которых предусмотрена Контрактом и Техническим заданием.
Согласно п. 3.1 Технического задания этапы выполнения работ определяются сторонами в графике выполнения работ (далее - График). График согласован Заказчиком 22.03.2024.
В соответствии с п.п. 5.1, 6.1 Графика Подрядчик обязан предоставить Заказчику: согласование документации с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (срок выполнения до 15.05.2024); согласование документации с Департаментом культурного наследия города Москвы (срок выполнения до 20.06.2024).
Однако по состоянию на 17.07.2024 вышеуказанные документы не предоставлены Заказчику в связи с чем, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что своевременно приступил к исполнению обязательств по Контракту. 26.04.2024 г. (Исх. NЖС-681/24) Подрядчик направил в адрес ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" (Балансодержателя территории) запрос на получение исходно-разрешительной документации, а именно: актуальные на текущую дату технические данные по благоустройству и озеленению объекта входящего в границы ООПТ "Ландшафтный заказник "Долина реки Сходни в Куркино". (Паспорт благоустройства и перечетную ведомость зелёных насаждений). 02.05.2024 г. (Исх. NЖС-701/24) Подрядчик сообщил Заказчику о том, что 26.04.2024 г. состоялся выезд на объект специалиста-дендролога для актуализации перечетной ведомости зелёных насаждений, и по результатам осмотра выявилось, что в зоне согласованной ранее трассы эл. сетей присутствует большое количество зелёных насаждений. Ввиду того, что объект включён в ООПТ, запроектированная ранее трасса подлежит корректировке. Подрядчик просил Заказчика организовать техническое совещание с причастными службами для консультаций по выбору трассы.
Также Подрядчику уведомил Заказчика о своём праве приостановить работу на основании ст. 716 ГК РФ, до момента получения данных от ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" (запрошенных письмом от 26.04.2024 г. исх. N ЖС-681/24). 13.05.2024 г. Подрядчик обратился к Заказчику с письмом (Исх. NЖС-773/24), которым сообщил о том, что до настоящего времени запрошенная у ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" информация не была получена, а также просил оказать содействие в части получения запрашиваемых данных, упомянув о том, что срок предоставления и полнота запрашиваемой информации существенно влияет на срок разработки проектной документации по Договору. 15.05.2024 г. (Исх. NЖС-801/24) Подрядчик повторно направил Заказчику письмо от 02.05.2024 г. (Исх. NЖС-701/24). 17.05.2024 г. (Исх. NЖС-823/24) Подрядчик сообщил Заказчику о том, что до 2024-36966 4 настоящего времени ответа на ранее направленный запрос со стороны ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" получено так и не было, дополнительно сообщив о том, что на основании запрашиваемых данных и в соответствии с п. 3.2.3 Технического задания (Приложение к Контракту), ООО "Жилстрой" будет выполнен анализ возможности перекладки сетей. Подрядчик обратил внимание Заказчика на то, что согласно Сводной смете N1, финансирование работ по изысканиям для разработки ПД по разделам "ООС" (Охрана окружающей среды) и "Дендрология" не предусмотрено.
Таким образом, проведение изысканий для разработки разделов ПД "ООС", "Дендрология" не является обязанностью Подрядчика при исполнении Контракта. 23.05.2024 г. (Исх. NЖС-871/24) Подрядчик направил запрос в адрес Комплекса городского хозяйства Москвы АСУ ОДС о выдаче утверждённого паспорта благоустройства, в т.ч. графических материалов для учёта в разработке проектной документации по Контракту. 23.05.2024 г. (Исх. NЖС-872/24) Подрядчик уведомил Заказчика о том, что на основании комиссионного осмотра, проведённого 22.05.2024 г. в 11:00 на территории Объекта согласованных ранее трасс сетей электроснабжения подлежащих капитальному ремонту в 2024 г., выявилось несоответствие геоподосновы и существующих зелёных насаждений. ООО "Жилстрой" уведомило Заказчика о направлении запроса в Комплекс городского хозяйства Москвы АСУ ОДС, а также о том, что после получения запрашиваемой информации Подрядчиком будет проведён всесторонний анализ возможности продолжения разработки проекта без корректировки ранее согласованных ГКУ Соцэнерго и ГБУЗ "ТКБ имени профессора Г.А. Захарьина ДЗМ" трасс. 24.05.2024 г. Комплекс городского хозяйства Москвы АСУ ОДС направил в адрес ООО "Жилстрой" посредством электронной почты ответ на запрос (Решение по обращению NSD28270954 от 24.05.2024 г.), которым сообщил следующее: "Поставщиком информации в АСУ ОДС является балансодержатель, соответственно, для решения Вашего вопроса, просим Вас обратиться к балансодержателю территории. Если балансодержатель не известен, то в орган исполнительной власти".
Таким образом, АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы сообщило ООО "Жилстрой" о необходимости обращения к ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" в целях получения испрашиваемых документов. 27.05.2024 г. (Исх. NЖС-888/24) Подрядчик сообщил Заказчику о полученном ответе от АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы, а также просил оказать содействие в получении у Балансодержателей территории следующих документов: паспорта благоустройства территории, перечетной ведомости зелёных насаждений и иных документов, связанных со статусом территории (ООПТ), оформленных в установленном порядке. 28.05.2024 г. (Исх. NЖС-899/24) Подрядчик направил запрос в адрес ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" о предоставлении исходно-разрешительной документации для выполнения проектных работ по Контракту, предоставив полученный ранее ответ АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы (Решение по обращению N SD28270954 от 24.05.2024 г.).
На основании имеющихся данных, со стороны ООО "Жилстрой" был направлен запрос в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДпиООС г. Москвы) для согласования трассировки кабельных линий. 07.06.2024 г. от ДПиООС г. Москвы поступило уведомление об отказе в приёме и рассмотрении проектной документации по причине отсутствия следующей исходно- разрешительной документации: перечетной ведомости, дендроплана, плана благоустройства и озеленения объекта, входящего в границы ООПТ "Ландшафтный заказник "Долина реки Сходни в Куркино". 19.06.2024 г. (Исх. NЖС-1100/24) ООО "Жилстрой" направило повторный запрос в 2024-36966 5 адрес ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" о предоставлении перечетной ведомости, дендроплана, плана благоустройства и озеленения объекта, входящего в границы ООПТ "Ландшафтный заказник "Долина реки Сходни в Куркино", утверждённых АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы. 20.06.2024 г. ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" направило в адрес ООО "Жилстрой" ответ (исх. N554), согласно которому: "В настоящее время, по причине технической ошибки в программе АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы, Паспорт благоустройства, в который входят: Перечетная ведомость, Дендроплан, План благоустройства и озеленения объекта, входящего в границы ООПТ "Ландшафтный заказник "Долина реки Сходни в Куркино" - не могут быть переданы". "Администрация ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" неоднократно обращалась в службу технической поддержки АСУ ОДС ДЖКХиБ г. Москвы, ответ и исправленная техническая ошибка на данный момент отсутствует, приносим свои извинения за представленные неудобства". 15.07.2024 г. (Исх. NЖС-1372/24) Подрядчик сообщил Заказчику о том, что отсутствие исходно-разрешительной документации (которая не была представлена ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ"), не позволяет осуществить согласовательные процедуры с ДПиООС г. Москвы и приступить к следующим этапам проектирования, что приводит в конечном итоге к нарушению срока выполнения договорных обязательств по обстоятельствам, не зависящим от Подрядчика. ООО "Жилстрой" просило Заказчика согласовать дальнейший порядок действий и необходимый срок для выполнения дополнительных работ, а также оказать содействие в получении испрашиваемых материалов. 17.07.2024 г. Заказчиком было вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, мотивированное тем, что до настоящего времени Подрядчиком не были исполнены обязательства по передаче документации, согласованной с ДПиООС г. Москвы и Департаментом культурного наследия г. Москвы. ООО "Жилстрой", с целью оценки доводов Заказчика относительно того, что спорные документы должны быть разработаны силами Подрядчика, и что якобы условиями Контракта предусмотрено выполнение указанных работ, обратилось в АНО "ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ "СОЮЗ" с целью проведения исследования приложений к Контракту N005-24-ПСД от 15.03.2024 г. 05.08.2024 г. от уполномоченной экспертной организации был получен отчёт N 00357, согласно которому установлено, что Контрактом не предусмотрено обязательство Подрядной организации разработать Паспорт благоустройства, Перечетную ведомость; Дендроплан; План благоустройства и озеленения объекта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан е только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что 2024-36966 6 предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-36966 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ "Соцэнерго" во включении сведений в отношении ООО "Жилстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-36966
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2024 г. N 077/10/104-10309/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024