Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "ДТД": В.М. Картышкина (дов. N2 от 13.02.2024), ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России: Д.Е. Работаева (дов. N(05)25-104 от 28.12.2023), рассмотрев жалобы ООО "ДТД" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении запросов котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий (гемостатики) (ВМП); (ФОМС) (закупок N 0373400007724000797; 0373400007724000801) (далее - запросы котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36302 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных запросов котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещений в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалоб Заявитель указывает, что установленные Заказчиком требования к характеристикам необходимого к поставке изделия по п.1 и п.11 "Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения" ограничивают круг участников закупок. Так, Заявитель указывает, что совокупности установленных требований соответствуют изделия производителей "Алтайлар Медикал Тибби Малземелерн Инсаат Текстил Гида Итх, Ихр. Сан. ве Тик. Лтд. Стн.", Турция - Средство гемостатическое рассасывающееся Pahacel (регистрационное удостоверение NРЗН 2023/20299) и изделие "Средство гемостатическое рассасывающееся" производителя "Вилл-Фарма Б.В.", Нидерланды (регистрационное удостоверение NРЗН 2016/5008), при этом имеют одного держателя регистрационных удостоверений ООО "НаноМедикал Групп", что ограничивает количество участников закупок.
Таким образом, требования к товарам составлены таким образом, что участвовать в закупке и исполнять контракт возможно исключительно с продукцией, импортируемой ООО "НаноМедикал Групп", что нарушает права участников, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия для ООО "НаноМедикал Групп" и клиентов ООО "НаноМедикал Групп".
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупок, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупок в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупок должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупок указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупок (при необходимости). В описание объекта закупок не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупок. Допускается использование в описании объекта закупок указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент"; 2024-36302 3 б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупок медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупок показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупок, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупок не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупок в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объект закупок сформирован Заказчиком в соответствии с потребностью учреждения, а также в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной 2024-36302 4 системе. В составе жалоб Заявитель указывает, что совокупности требований извещения соответствуют два изделия в отношении которых уполномоченным представителем производителя является ООО "НаноМедикал Групп", однако каких-либо документов, свидетельствующих об ограничении количества участников закупок на заседании Комиссии Управления не представлено. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе доводов жалоб Заявитель подтверждает возможность поставки средства гемостатического рассасывающегося Pahacel (РУ NРЗН 2023/20299) и средства гемостатического рассасывающегося (NРЗН 2016/5008 от 07.12.2023), при этом ссылаясь на одного импортера данных медицинских изделий. Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с данными доводом Заявителя, поскольку согласно регистрационным удостоверениям на вышеуказанные товары данные медицинские изделия имеют разных производителей, а именно: "Алтайлар Медикал Тибби Малземелерн Инсаат Текстил Гида Итх, Ихр. Сан. ве Тик. Лтд. Стн.", Турция по регистрационному удостоверению NРЗН 2023/20299 от 26.05.2023 и "Вилл-Фарма Б.В.", Нидерланды по регистрационному удостоверению NРЗН 2016/5008 от 07.12.2023).
Данные изделия имеют уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия ООО "НаноМедикал Групп" на территории РФ, однако, данный факт не свидетельствует о нарушении норм ст. 33 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупок, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченны кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования. Так, в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупок, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупок требования необоснованно создали одним участникам закупок преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупок, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупок. 2024-36302 5 Также, Комиссия Управления также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространялись на всех участников закупок, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалоб являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобы ООО "ДТД" на действия ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: Э.З. Гугава Е.Д. Мартьянова Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-36302
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2024 г. N 077/06/106-10394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024