Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей ФГБУН "ИМБ РАН": Денискина С.В. (дов.N1 от 05.08.2024), Фиц К.О. (дов.N2 от 05.08.2024), в отсутствие представителей ООО "Комби", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Комби" (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "ИМБ РАН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Закупка N 0373100004724000038) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом 2024-37158 2 от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в положениях извещения об осуществлении закупочной процедуры Заказчиком установлено неправомерное требование о необходимости членства участника конкурентной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является заключение государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно абз.3 п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 2024-37158 3 Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупочной процедуры Заказчиком установлено следующее требование к участникам конкурентной процедуры: "Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области архитектурно- строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), за исключением лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 ГрК РФ. Участник закупки имеет право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене договора. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ.".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-37158 4 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой закупки Заказчиком закупаются услуги по разработке проектно- сметной документации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая подлежит установке и монтажу в зданиях Заказчика в рамках капитального ремонта, а также оказывает влияние на безопасность задания, объекта капитального строительства. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу ч.4 ст.48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч.3.8 и 3.9 ст.49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст.48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч.3.8 и 3.9 ст.49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Исходя из вышеизложенных положений ст.48 ГрК РФ Комиссия Управления приходит к выводу, что работы по договорам о подготовке проектной документации, которая составляется для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Комиссия Управления отмечает, что из положений извещения не следует, что в рамках контракта, на право заключение которого осуществляется конкурентная процедура, осуществляется разработка проектной документации для обеспечения 2024-37158 5 строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Вмести с этим такой вид работ как монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не осуществляются. Ввиду вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой закупочной процедуры, не осуществляются работы, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно- строительного проектирования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости членства участника конкурентной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Аналогичная позиция изложена в письме МЧС России от 19.04.2019 N 19-2-4- 1616 "О рассмотрении обращения".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе в жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлен необоснованно короткий срок выполнения работ.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки в том числе установлено: "Сроки (периоды) выполнения работ: В течении 50 (пятидесяти) рабочих дней с даты заключения гражданско-правового договора". 2024-37158 6 Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, по мнению представителя Заказчика, в описании объекта закупки установлен исполнимый срок выполнения работ.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а в указанные в составе жалобы Заявителем нормативно-правовые акты регламентируют проведение работ по проектированию, инженерным изысканиям и строительству зданий и сооружений, в то время как в рамках обжалуемой процедуры Заказчиком не закупаются соответствующие виды работ.
Таким образом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, указывающих на нарушение Заказчиком положений законодательства. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не вменяет Заказчикам обязанность обеспечить возможность участия в закупочной процедуре всех хозяйствующих субъектов оценивая их возможности при планировании закупки.
Таким образом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в части установления неправомерных сроков выполнения закупаемых работ, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что 31.07.2024 Заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37158 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Комби" на действия ФГБУН "ИМБ РАН" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание Заказчику не выдавать, так как закупочная процедура отменена Заказчиком 4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Матюшенко А.И. Рахматуллаев Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-37158
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2024 г. N 077/06/106-10649/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024