рассмотрев материалы дела N 7-3/565 по обращению заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 12 УФСИН по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Минченкове Романе Александровиче (ИНН 270397525698) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 0322100005224000009 от 04.04.2024 (Реестровый номер контракта 12720022724 24 000029) на поставку двигателя для автомобиля Lada Largus K4M и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ИП Минченковым Р.А.,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 04.04.2024 N 0322100005224000009 на поставку двигателя для автомобиля Lada Largus K4M между ФКУ "Исправительная колония N 12 УФСИН по Хабаровскому краю" и ИП Минченковым Р.А. заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0322100005923000104).
В соответствии с п. 1.1 контракта 1.1. Поставщик обязуется передать (поставить) Государственному заказчику двигатель для автомобиля Lada Largus K4M (далее - товар), в ассортименте, по качеству, цене, в количестве и сроки, по адресу, предусмотренным Техническим заданием (приложение N 1) и Ведомостью поставки (приложение N 2), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара и оплатить товар в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 3.1 контракта установлено, что цена Контракта составляет 237 700,00 (Двести тридцать семь тысяч семьсот) рублей 00 копеек, в соответствии с п.2 ст.346.11 Главы 26.2 части II НК РФ НДС не облагается, и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы по поставке до Государственного заказчика, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и все расходы Поставщика, которые он несет в связи с исполнением обязательств по Контракту. Цена единицы товара указана в Ведомости поставки (приложение N 2).
Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 2.2.2 контракта).
Поставщик обязан передать товар в порядке и в сроки, указанные в разделе 5 Контракта и Ведомости поставки (приложение N 2) (п. 2.3.4 контракта).
Согласно п. 11.5 контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.6 контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае:
- поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товара и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 13.1 контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до "20" 12.2024 г., а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
В соответствии с приложением N 1 к контракту стороны согласовали спецификацию поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Количество товара |
Качественные характеристики товара |
1 |
Двигатель для автомобиля Lada Largus K4M |
1 шт. |
ОКПД2: 29.10.11.000 Система питания: инжектор Тип двигателя: рядный Объем двигателя: 1598 см Кол-во цилиндров: 4 Кол-во клапанов: 4 Ход поршня: 80.5 мм Диаметр цилиндра: 79.5 мм Степень сжатия: 9.5 Мощность: 90 - 115 л.с. Крутящий момент: 145 - 152 Нм Эко нормы: Евро 3/4/5 |
Приложением N 2 к контракту стороны согласовали срок поставки товара - в течение 30 дней с момента заключения государственного контракта.
Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременной поставке товара в соответствии со Спецификацией, в связи с существенным нарушением условий контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.07.2024.
В результате изучения материалов дела N 7-3/565, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось поставить товар до 04.05.2024.
24.05.2024 заказчиком на электронный адрес ИП Минченкова Р.А. направлена претензия N 27/43-3300 о неисполнении условий государственного контракта.
Ответа на указанную претензию в адрес Заказчика не поступило.
10.07.2024 Заказчиком в ЕИС размещена претензия N 27/43-4194 о неисполнении условий государственного контракта.
11.07.2024 Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
23.07.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В заседании комиссии индивидуальный предприниматель Минченков Р.А. пояснил, что товар с характеристикой, установленной в техническом задании - "кол-во клапанов 4" отсутствует на рынке, однако данный факт обнаружен ИП лишь при исполнении контракта, о чем Поставщик уведомлял Заказчика по электронной почте.
Вместе с тем, данный довод отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку в материалы дела не представлены доказательства отсутствия на рынке двигателя с количеством клапанов, указанным в техническом задании, так же не представлено писем, направленных в адрес Заказчика, с обоснованием невозможности исполнить контракт.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что принимая участие в закупке, Поставщик соглашается поставить товар с теми характеристиками и на тех условиях, которые указаны в извещении о закупке. Запросов о разъяснении индивидуальный предприниматель Заказчику не направлял.
ИП Минченков Р.А., осуществляет на свой риск предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли,
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Минченкова Р.А. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ИП Минченков Р.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, должен прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Минченков Р.А., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", в отношении ИП Минченкова Р.А. (ИНН 270397525698) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 04.04.2024 N 0322100005224000009 (Реестровый номер контракта 12720022724 24 000029) на поставку двигателя для автомобиля Lada Largus K4M сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 июля 2024 г. N РНП-27-342
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024