рассмотрев материалы дела N 7-3/580 по обращению заказчика - Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее также - Администрация города Советская Гавань) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Кадастровые решения" (ИНН 2508148353) (далее также - ООО "Кадастровые решения", Общество), генеральном директоре (учредителе) Общества Кизиме Алексее Николаевиче (ИНН 252411713009) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 15 на выполнение кадастровых работ с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (реестровый номер 3270401759724000024), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.02.2024 N 0122300022324000016), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Кадастровые решения",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Администрации города Советская Гавань о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Кадастровые решения" (ИНН 2508148353), генеральном директоре (учредителе) Общества Кизиме Алексее Николаевиче (ИНН 252411713009) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 15 на выполнение кадастровых работ с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (реестровый номер 3270401759724000024), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.02.2024 N 0122300022324000016), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Кадастровые решения".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1078, Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - Администрацией города Советская Гавань проведен электронный аукцион на выполнение кадастровых работ с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Извещение N 0122300022324000016 о проведении торгов размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.02.2024.
Начальная цена контракта составляет 368 334,30 рублей.
По результатам торгов между победителем закупки - ООО "Кадастровые решения" (далее также - Подрядчик) и Администрацией города Советская Гавань (далее также - Заказчик) 25.03.2024 заключен муниципальный контракт N 15 на выполнение кадастровых работ с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (реестровый номер 3270401759724000024) (далее также - контракт), с ценой контракта 173 116,44 рублей, НДС не облагается (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить кадастровые работы с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в соответствии с условиями настоящего контракта и Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта и в сроки, установленные настоящим Контрактом (далее - работа), (единица измерения- 1 усл. ед.) (ОКПД 2 - 71.12.35.110).
В соответствии с п.п. 21, 2.2 контракта срок выполнения работ: 60 календарных дней со дня заключения контракта. Место выполнения работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Советская Гавань, офис Подрядчика с обязательным выездом на месторасположение объектов. Датой окончания работ считать дату подписания акта приемки выполненных работ в полном объеме по настоящему контракту.
Обязательства Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п. 4.1 контракта Заказчик имеет право требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
В силу п.п. 4.4.1, 4.4.8 контракта Подрядчик обязан выполнить работы в сроки, предусмотренные Контрактом; предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Согласно п. 5.1 контракта датой приемки выполненной Подрядчиком работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до полного их исполнения Сторонами (п. 12.7 контракта).
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон; в судебном порядке; в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п.п. 11.2.1.1, 11.2.1.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при существенном нарушении условий контракта Подрядчиком, а именно: Подрядчик не приступает к исполнению работ по Контракту в течение 5 календарных дней со дня указанного в п. 2.1 Контракта в части начала выполнения работ, или выполняет работу так, что окончание ее к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный Контрактом срок; при срыве Подрядчиком срока исполнения контракта более чем на 10 (десять) календарных дней по независящим от Заказчика причинам.
Как следует из обращения заказчика - Администрации города Советская Гавань работы по контракту Обществом не выполнены, что явилось основанием для принятия заказчиком 16.07.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/580, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее также - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
26.06.2024, в связи с тем, что на дату 25.06.2024 Подрядчиком работы не выполнены в полном объеме, просрочка исполнения обязательств по контракту составляет 31 день, заказчиком в адрес Общества направлена претензия исх. N 1-16-2653 с требованием выполнить работы до 01.07.2024.
Аналогичная претензия направлена 09.07.2024 исх. N 1-16-2936, при этом заказчик установил срок выполнения работ - до 12.07.2024 .
Ответы на претензии в адрес заказчика не поступали, на телефонные звонки Подрядчик не отвечал.
В связи с тем, что Подрядчиком допущено существенное нарушение условий контракта, 16.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
29.07.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. С 29.07.2024 контракт расторгнут.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Постановления N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Исходя из ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст.715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
Гражданское законодательство Российской Федерации в сфере подрядных правоотношений связывает его стороны взаимными правами и обязанностями.
Возлагая на подрядчика обязанность выполнить работы, предусмотренные договором, ГК РФ также обязывает и заказчика совершить определенные действия в целях достижения конечного результата работ.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Общество с даты заключения контракта по дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не приступало к выполнению работ.
Пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не установлено, таким образом, основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Кадастровые решения" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Кадастровые решения" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Кадастровые решения", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Кадастровые решения" в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона N 44-ФЗ не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило, и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края об ООО "Кадастровые решения" (ИНН 2508148353), генеральном директоре (учредителе) Кизиме Алексее Николаевиче (ИНН 252411713009) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 15 на выполнение кадастровых работ с изготовлением технических планов на сооружение "Тепловые сети", расположенные на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (реестровый номер 3270401759724000024), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 августа 2024 г. N РНП-343
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024