Резолютивная часть объявлена 01.08.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.08.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Ядыкова М.Р. - специалист - эксперт отлела контроля закупок Управления;
- Смоль М.С. - Эксперт отдела контроля закупок Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференция-связи Потапов Ю.А. по доверенности N 7/2024 от 22.07.2024 г.;
от Заказчика - посредством видеоконференция-связи Сычев В.В. - генеральный директор КУ "ДЕЗ по ГХ" города Радужный; Кононов Д.Е. по доверенности N 02 от 26.04.2024 г.;
от Уполномоченного органа - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Дом-сервис Комфорт" ОГРН: 1168617062987, ИНН: 8609019242, КПП: 860901001) N 7571 от 29.07.2024 г, на действия Заказчика - КУ "ДЕЗ по ГХ" города Радужный, Уполномоченного органа - Администрации города Радужный, при проведении электронного аукциона, предметом которого является Зимнее содержание объектов благоустройства микрорайона Южный города Радужный (извещение N 0187300007824000199) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Дом-сервис Комфорт" ОГРН: 1168617062987, ИНН: 8609019242, КПП: 860901001) N 7571 от 29.07.2024 г, на действия Заказчика - КУ "ДЕЗ по ГХ" города Радужный, Уполномоченного органа - Администрации города Радужный, при проведении электронного аукциона, предметом которого является Зимнее содержание объектов благоустройства микрорайона Южный города Радужный (извещение N 0187300007824000199).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Нарушения при подготовке документации, необходимой для осуществления закупки в части формирования условий технического задания с признаками коррупциогенных факторов, выражающихся в широте дискреционных полномочий Заказчика при исполнении муниципального контракта.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Доводы жалобы Комиссией Управления рассматриваются в совокупности, так как они взаимосвязаны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
24.07.2024 г. Уполномоченным органом размещено извещение N 0187300007824000199 о проведении электронного аукциона, объектом которого является: Зимнее содержание объектов благоустройства микрорайона Южный города Радужный.
Извещение N 0187300007824000199 содержит такие документы как:
- Требования к содержанию, составу заявке;
- Техническое задание;
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Южный мкр.;
- ОНМЦК;
- Проект контракта Южный.
Заявителем обжалуются положения проекта контракта, технического задания.
По пункту первому жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
1) п. 3.1.15. в условия Контракта "Выполнять в установленные сроки требования, предписания Заказчика и/или уполномоченных органов, выданные в письменном виде. Об исполнении указанных требований и предписаний информировать Заказчика и/или уполномоченные органы в письменной форме в установленные сроки." направлено на координацию действий Исполнителя. В Контракте предусмотрены объемы и периодичность оказания услуг, места оказания услуг, но, к сожалению, потенциальные Исполнители не владеют достаточным количеством техники, а зачастую вообще не выходят на объекты, и Заказчик вынужден координировать деятельность Исполнителя путем выдачи требований с установлением конкретных сроков (в зависимости от погодных условий). В части предписаний, выдаваемых уполномоченными органами (в частности, ОГИБДД), в рамках своих полномочий они устанавливают конкретные сроки и предписания уполномоченных органов должны быть исполнены в срок. Довод жалобы не обоснован.
2) пункт 3.1.3. Заявитель указывает в жалобе на неправомерное установление Заказчиком в пункте 3.1.3. проекта муниципального контракта следующего требования: "Обеспечить непрерывное, безопасное и бесперебойное движение по внутриквартальным заездам и проездам, обслуживаемым в рамках настоящего Контракта." Довод Заявителя не обоснован, так как обеспечение непрерывного, безопасного и бесперебойного движения по внутриквартальным заездам и проездам, обслуживаемым в рамках контракта, означает лишь обязанность оказывать свои услуги своевременно и с периодичностью, предусмотренной Техническим заданием.
3) пункт 4.2. Контракта не содержит никаких нарушений действующего законодательства. За нарушение любых сроков, предусмотренных Контрактом, Исполнителю начисляется пеня. Заказчик вправе устанавливать сроки на устранение Исполнителем допущенных недостатков в оказываемых им услугах. Предусмотреть указанные сроки при заключении Контракта невозможно, так как этот срок должен быть разумным (чем и руководствуется Заказчик при направлении соответствующих писем) и зависит от объема услуг, которые необходимо оказать, и количества недостатков, допущенных при оказании услуг. Довод жалобы не обоснован.
4) подпунктом 5 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "Снег при ручной уборке тротуаров и внутрикварталъных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.". Указанное требование Заказчика основано на следующем: в соответствии со статьей 37 Правил благоустройства города Радужный, утвержденных решением Думы города Радужный 21.06.2018 N 369, "Периодичность выполнения уборочных работ устанавливается в соответствии с пунктом 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 ". Согласно пункту 3.6. указанных Правил "Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения." (подпункт 3.6.22).
Данный подпункт определяет порядок оказания услуг и не относится к техническим, функциональным и качественным характеристикам объекта закупки. Довод жалобы не обоснован.
5) подпунктом 11 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "Запрещается складирование снега и скола снежно - ледяных образований: на детских игровых и спортивных площадках ближе 2,0 метров от детского игрового и спортивного оборудования, на трассах тепловых, водопроводных и канализационных сетей, в охранных зонах тепловых камер и трансформаторных подстанций, на подъездах к пожарным гидрантам, на смотровых колодцах, на территориях с зелеными насаждениями, у стен зданий.". В пункте 6 Технического задания указанно, что услуги необходимо производить в соответствии с Правилами благоустройства города Радужный (Решение Думы города Радужный от 21.06.2018 N 369 "О Правилах благоустройства города Радужный"), Указанное требование Заказчика также основано на пункте 3 статьи 52 Правил благоустройства города Радужный. В указанных Правилах отсутствуют разъяснения в части точного расстоянию до стены здания. Заказчик не наделен полномочиями устанавливать самостоятельно указанное расстояние. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении объекта закупки заказчик указывает показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Данный подпункт определяет порядок оказания услуг и не относится к техническим, функциональным и качественным характеристикам объекта закупки. Довод жалобы не обоснован.
6) подпунктом 12 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "Допускается временное складирование снега и льда на площадках с грунтовым основанием, свободных от зеленых насаждений с дальнейшим вывозом на площадку складирования снега и льда в течение 7 (семи) дней со дня формирования снежной кучи.". Довод Заявителя о том, что "отсутствует точная информация с какого момента снежная куча будет считаться сформированной для отсчёта 7-дневного срока". Куча считается сформированной после окончания очистки внутриквартального проезда/части проезда. Указанный факт и не должен быть отражен в контракте, так как это подразумевается при соблюдении технологии оказания услуг. Довод жалобы не обоснован.
7) подпунктом 13 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "До начала вывоза снега и льда с территории микрорайона получить у Заказчика (его представителя) ТАЛОНЫ на вывоз, которые предоставляются при заезде самосвалов на территорию площадки складирования снега и льда. Без предъявления талона с подписью представителя Заказчика, ответственного за оказание Услуг Исполнителем в рамках заключенного Контракта, с печатью Заказчика, завезенные снежные и ледяные массы на площадку для складирования снега и льда не будут учитываться при приемки оказанных Услуг.". Заявитель ссылается в своей жалобе на тот факт, что "Ни форма ТАЛОНА, ни его содержание, ни порядок получения, периодичность (ежедневно, еженедельно и т. п.), не разъяснена цель получения ТАЛОНОВ, порядок действий при отказе Заказчика от их выдачи и т.п. Данное условие содержит неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения Заказчиком при выполнении условий контракта, поскольку позволяет Заказчику определять и менять условия "оборота" ТАЛОНОВ по своему усмотрению, вплоть до отказа в их выдаче по надуманным причинам или просто без причин, а также в нем отсутствуют четкая регламентации прав Исполнителя". Нет нормативных требований, обязывающих Заказчика утвердить форму ТАЛОНОВ в рамках контракта. Форма ТАЛОНОВ будет утверждена локальным актом учреждения. Цель получения ТАЛОНОВ Заказчик не описывает в проекте контракта. Это требование Заказчика для осуществления надлежащего контроля за действиями Исполнителя и недопущения без контрольного оказания услуг Исполнителем. Указанные ТАЛОНЫ будут подтверждать фактический объем вывезенного Исполнителем снега на снежный полигон. Доводы жалобы не обоснованы.
8) подпунктом 15 пункта 6 Технического задания предусмотрено "привлечение в случае обильных снегопадов дополнительных рабочих и специальной техники для своевременной и качественной уборки". Указанное положение Технического задания лишь предоставляет возможность Исполнителю на привлечение дополнительной техники с целью оказания Заказчику услуг с периодичностью, предусмотренной Техническим заданием. Единственное требование Заказчика заключается в том, что услуга должна оказываться независимо от погодных условий и от наличия у Исполнителя количества техники (которой, к сожалению, всё время не хватает у Исполнителя). Довод жалобы не обоснован.
9) подпунктом 19 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "Исполнитель несет ответственность за несчастные случаи и травмы, полученные гражданами из-за неудовлетворительного содержания территории.". Заявитель указывает, что "отсутствует четкая регламентация прав Исполнителя, поскольку ответственность может наступить исключительно при наличии причинно-следственной связи между неудовлетворительным содержанием и травмой (несчастным случаем)". Однако, требование Заказчика подтверждается положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что "Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.", (ст. 1095 ГК РФ). Пунктом 2 статьи 1096 ГК РФ предусмотрено, что "Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).". Довод жалобы не обоснован.
10) подпунктом 20 пункта 6 Технического задания предусмотрено, что "Технология и режимы оказания услуг, выполняемых на территории микрорайона, должны обеспечивать беспрепятственное движение пешеходов и транспорта независимо от погодных условий.". Заявитель указывает, что указанный пункт "заведомо неисполним, поскольку уборка тяжелой техникой уплотненных снежно-ледяных отложений в условиях стесненной жилой застройки с соблюдением обязательных необходимых мер безопасности без ограничения проезда или прохода граждан физически невозможна. Таких технологий не существует.". Довод Заявителя не обоснован, так как при оказании любых видов услуг необходимо, в-первую очередь, не допустить проблем для граждан и обеспечить безопасность их передвижения. Обеспечение беспрепятственного движения пешеходов и транспорта независимо от погодных условий означает, что Исполнитель обязан оказывать свои услуги своевременно и с периодичностью, предусмотренной Техническим заданием, с целью обеспечения гражданам условий для комфортного перемещения. Довод жалобы не обоснован.
11) подпунктом 7 пункта 8 Технического задания предусмотрено, что Исполнитель обязан "Доводить до Заказчика информацию о проведении сторонними организациями каких-либо работ на обслуживаемой территории в письменном виде в течение суток с момента начала таковых, в противном случае Исполнитель обязан восстановить территорию за счет собственных средств.". Заявитель в своей жалобе указывает, что "Отсутствует порядок точного определения начала течения суток. Не определен порядок действий в выходные и праздничные дни, в том числе порядок доведения информации в письменном виде при отсутствии сотрудников на рабочих местах как у Заказчика, так и у Исполнителя ". Заявитель указывает Заказчику на злоупотребление Заказчиком своих полномочий при реализации указанного положения Технического задания. Сутки равны 24 часам. В течение суток с момента начала проведения сторонними организациями каких-либо работ на обслуживаемой территории означает, что в течении 24 часов с момента начала каких-либо работ на территории. Этого времени достаточно для того, чтобы известить Заказчика (любым удобным способом, в том числе, путем направления информации на электронную почту Заказчика). В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 102-оз (ред. от 21.02.2024) "Об административных правонарушениях" за проведение работ в выходные и праздничные дни предусмотрена административная ответственность, следовательно, указанные работы и не должны проводиться в это время. Довод жалобы не обоснован.
12) подпунктом 9 пункта 8 Технического задания предусмотрено, что "Исполнитель обязан с помощью собственных сил и средств решать все вопросы, препятствующие оказанию услуг по вине третьих лиц.". Заявитель приводит в качестве аргумента статью 209 ГК РФ. На Исполнителя возлагается лишь обязанность самостоятельно устранять все препятствия в оказании услуг. Заказчик не предлагает Исполнителю владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Довод жалобы не обоснован.
13) подпунктом 10 пункта 8 Технического задания предусмотрено, что "Исполнитель обязан заблаговременно информировать население о проведении очисток проездов и парковок, путем размещения соответствующей информации на подъездах жилых домов.". Заявитель трактует указанное положение, указывая, что "Фактически данными требованиями Заказчик требует от Исполнителя совершение действий с имуществом, являющимся собственностью третьих лиц". Указанная обязанность возложена на Исполнителя лишь с целью возможности оказания Исполнителем услуг в рамках заключенного контракта. При это никакой порчи имущества собственников многоквартирных домов и не может быть, так как информация должна располагаться на специальных досках объявлений, расположенных на подъездах жилых домов. Довод жалобы не обоснован.
14) жалоба Заявителя по подпунктам 11.2., 11.3., 11.4., 11.5., 11.6. пункта 8 Технического задания в совокупности взаимосвязаны и похожи, так как подпунктом 11 пункта 8 Технического задания предусмотрено, что "Факт повреждения в процессе оказания услуг участков асфальтобетонных покрытий, тротуаров, ограждений, бордюров, дорожных знаков, скамеек, урн фиксируются совместно с участием представителей Заказчика и Исполнителя. Составляется двусторонний акт фиксации повреждений в ходе оказания услуг согласно приложению N 8 к техническому заданию". Следовательно, Исполнитель будет обязан восстановить те объекты благоустройства, которые повредил именно он в рамках оказания услуг, что будет зафиксировано совместным актом и что как раз не противоречит пункту 1 статьи 1064 ГК РФ, на которую ссылается Заявитель. Довод жалобы не обоснован.
15) довод Заявителя по несоответствию объемов снега, подлежащих вывозу по пункту 7 приложения N 2 к Техническому заданию, объемам, посчитанным в смете, и не понятен Заявителю. Объем снега у Заказчика расписан за каждый месяц. Объем снега указан именно за месяц. Заявитель умножает указанный объем на 4 раза. Расчёт НМЦК Заказчик произвёл согласно объемам, указанным в Техническом задании. Довод жалобы не обоснован.
Таким образом, при объявлении электронного аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ни одно из положений указанного закона Заказчиком нарушено не было.
Более того, ни один из доводов Заявителя не относиться к существенным условиям Контракта и не может повлиять на исполнение основных обязательств как Исполнителя, так и Заказчика, предусмотренных Контрактом.
На основании вышеизложенного, доводы являются необоснованными.
Жалоба ООО "Дом-сервис Комфорт" ОГРН: 1168617062987, ИНН: 8609019242, КПП: 860901001) N 7571 от 29.07.2024 г,, рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дом-сервис Комфорт" ОГРН: 1168617062987, ИНН: 8609019242, КПП: 860901001) N 7571 от 29.07.2024 г, на действия Заказчика - КУ "ДЕЗ по ГХ" города Радужный, Уполномоченного органа - Администрации города Радужный, при проведении электронного аукциона, предметом которого является Зимнее содержание объектов благоустройства микрорайона Южный города Радужный (извещение N 0187300007824000199) необоснованной:
1.1. Первый довод необоснованный,
1.2. Второй довод необоснованный,
1.3. Третий довод необоснованный,
1.4. Четвертый довод необоснованный,
1.5. Пятый довод необоснованный,
1.6. Шестой довод необоснованный,
1.7. Седьмой довод необоснованный,
1.8. Восьмой довод необоснованный,
1.9. Девятый довод необоснованный,
1.10. Десятый довод необоснованный,
1.11. Одиннадцатый довод необоснованный,
1.12. Двенадцатый довод необоснованный,
1.13. Тринадцатый довод необоснованный,
1.14. Четырнадцатый довод необоснованный,
1.15. Пятнадцатый довод необоснованный.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Ядыкова М.Р.
Смоль М.С.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 августа 2024 г. N 086/06/33-1245/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024