Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) Ключникова Е.В. -временно исполняющий обязанности руководителя управления, члены Комиссии: Винницкая П.Д. - заместитель начальника отдела контроля закупок, Федотова М.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, при участии посредством видеоконференц-связи: представителя Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области (далее - Заказчик): Семеновой Е.В. (по доверенности), ИП Петрусёва А.С. (далее - Исполнитель, Предприниматель), представители Администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области (далее - Уполномоченный орган) на заседание не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение 2 Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 06.02.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях постановки на государственный кадастровый учет (извещение 06.02.2024 N 0136300018124000008 ); начальная (максимальная) цена контракта составила 2 315 000,00 \x{20bd} рублей (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 NИЭА1, подано 27 заявок на участие в закупке, все признаны соответствующими требованиям, победителем определен Исполнитель. 28.02.2024 заключен контракт N 3692200152324000001 на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях поставки на государственный кадастровый учет; с ценой контракта 28.02.2024 руб. (далее - Контракт). 30.07.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта в связи с не выполнением условий контракта. 2.
Установлено, что 18.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата вступления в силу - 30.07.2024).
В обоснование такого решения заказчик сослался на неисполнение Контракта в срок.
3. Согласно пояснениям Исполнителя: "В рамках исполнения Муниципального контракта N 06/2024, работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях поставки на государственный кадастровый учет, заключенного с КУИ администрации Западнодвинского МО, нами были проведены работы в полном объеме в соответствии с техническим заданием, а именно, был подготовлен межевой план по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 69:08:00000013:116, в границах согласованных с Заказчиком работ, что подтверждается Актом согласования границ, уточняемых на основании и в соответствии представленной внутрихозяйственной оценкой земель совхоза "Авангард" от 1990 г. площадью 3150,0 га. Кроме того, границы уточняемого земельного участка, были согласованы Заказчиком работ с Министерством лесного комплекса Тверской области. Межевой план был подготовлен 09.04.2024 г. и направлен в адрес Заказчика для сдачи в Управление Росреестра по Тверской области. Государственным регистратором был выявлен ряд замечаний, которые нами были устранены, в части пересечения границ уточняемого земельного участка с границами населенных пунктов и государственного лесного фонда, однако государственный регистратор указал иные замечания отраженные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 10.06.2024 г. N КУВД-001/2024- 22774350, без ссылок на нормативные документы (в том числе правоустанавливающие), а также без подтверждения соответствующих сведений отраженных в государственном кадастре недвижимости, о наличии в границах уточняемого земельного участка леса, кустарника, земель под сельскохозяйственными постройками (земли, ранее предоставленные в постоянное бессрочное пользование), земель бывших населенных пунктов. 3 Также нами, дополнительно были проведены работы с учетом мнения государственного регистратора - удалены контуры земельного участка занимаемые "лесами, кустарниками, землями под сельскохозяйственными постройками (земли, ранее предоставленные в постоянное бессрочное пользование), землями БНП" по результатам площадь уточняемого участка составила ориентировочно 500 га. В ответ Заказчик, пояснил что уменьшение площади по условиям контракта недопустимо и без объяснения причин разместил Решение о расторжении Муниципального контракта N 06/2024, от 28.02.2023 в одностороннем порядке. Исходя из чего, в рамках действующего законодательства, кадастровым инженером Петрусёвым А.С., работы были осуществлены в полном объеме, с учетом всеобъемлющей информации об уточняемом земельном участке, содержащейся в исходных документах, подтверждающие границы уточняемого земельного участка, на основании чего считаем Решение о расторжении Муниципального контракта N 06/2024, от 28.02.2023 в одностороннем порядке необоснованным и незаконным.
В соответствии с претензией КУИ администрации Западнодвинского МО от 17.06.2024 года, мне был установлен срок устранения замечаний Росррестра до 17.07.2024. 17.07.2024 года я в рабочем порядке (посредством ПО Watsapp проинформировал Орехову Н.А. о том что после устранения замечаний Росреестра площадь участка сократилась до 500 га. и предложил ей сдать так с дальнейшим формированием дополнительным ЗУ до необходимой площади. В ответ, не разобравшись она сказала что невозможно увеличение площади более чем на 10 % и разместили Решение об одностороннем расторжении договора.По поводу неисполнения п. 4.3 и 4.4 Технического задания к Муниципальному контракту N 06/2024 хочу сообщить следующее, данные работы проводятся после кадастрового учета, так как выносу подлежат только те точки, координаты которых учтены в ГКН. По выносу точек участка на местности Заказчик рекомендовал мне обратиться к местному кадастровому инженеру - Уткину Эдуарду Викторовичу. 10.04.2024 договоренность с указанным кадастровым инженером была достигнута о том что при наступлении благоприятных погодных условий, и при осуществлении ГКУ уточняемого участка он закрепит на местности поворотные точки ЗУ 69:08:00000013:116 за Сорок тысяч рублей". 4.
Заказчик в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
Согласно разделу 3. Контракта "Сроки выполнения работ", работы должны были быть выполнены в срок до 15 апреля 2024 года. Однако в ходе исполнения контракта. Подрядчиком установленный срок выполнения объема работа не соблюден, виды работ, определенные Техническим заданием (Приложение N 1к Контракту) не выполнены а именно:
- не вынесены в натуру поворотные точки границ земельных участков и не закреплены временными знаками на местности;
-не сданы закреплённые временные знаки на местности по акту приему -передачи представителю заказчика;
-не осуществлена постановка образованного земельного участка на государственный кадастровый учет. С даты заключения Контракта до даты принятия Решения о расторжении Контракта в одностороннем порядке, с Подрядчиком проводилась претензионная работа, а именно: 1 Уведомление Управления Росреестра по Тверской области о приостановлении государственного кадастрового учёта от 18 апреля 2024 года (КУВД-001/2024-15013602/1);
2) Мотивированный отказ Заказчика от приемки выполненных работ (исх. N от 16.04.2024 г.);
3) Предложение Заказчика в адрес Подрядчика об устранении выявленных Росреестром замечаний (исх. N 109 от 22.04.2024 г.);
4) Уведомление Заказчика в адрес Подрядчика о необходимости завершения работ в полном объёме и размере начисленных пеней (исх. 128 от 07.05.2024 г.); 4 5) Уведомление УправленияРосреестра по Тверской области о приостановлении государственного кадастрового учёта от 10 июня 2024 года (КУВД-001/2024-227743501/1);
6) Претензия Заказчика о нарушении условий Контракта с расчетом пеней (исх. N 178 от 18.06.2024 г.);
7) Ответ Подрядчика (исх. N б/н от 26.06.2024 г.) на Претензию Заказчика ( исх. N 178 от 18.06.2024 г.);
8) Возражение Заказчика (исх. N 209 от 02.07.2024 г.) на ответ Подрядчика (исх. б/н от 26.06.2024 г.). В пункте 4.4.1 Контракта стороны установили, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 18.07.2024 Подрядчику направлено Требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и принято Решение отказаться от исполнения Контракта. За предусмотренный законодательством срок до вступления Решения в силу, Подрядчик не принял меры по устранению недостатков и исполнению Контракта. Однако направил в адрес Заказчика Требование об отмене вышеназванного Решения. 5.
Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1.2 Контракта объем работ, оказываемых Подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта .
Согласно пункту 4 (Виды, выполняемых работ и требования к ним) Приложения N 1 подрядчик обязуется на основании задания Заказчика выполнить анализ* исходных данных:
- существующего использования территории;
- сведений из ЕГРН;
- сведения из Росреестра, Публично-правовой компании "Роскадастр", иных источников о земельных участках, указанных в Приложении 1 к настоящему Техническому заданию территориях. *Сбор исходных данных осуществляется исполнителем самостоятельно.
Также, согласно ответу Управления Росреестра по Тверской области от 08.08.2024 N 07- 30513/24: "В разделе "Исходные данные" межевого плана от 09.04.2024, подготовленного кадастровым инженером Петрусевым А.С. с целью уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 69:08:0000013:116, расположенного: Тверская область, муниципальный округ Западнодвинский, СПК "Авангард" не содержатся сведения об использовании землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Ст. 24 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также перевод документов, содержащихся в данном фонде в форме документов на бумажных носителях, в форму электронных образов таких документов осуществляется публичноправовой компанией "Роскадастр". Приказом Росреестра от 14.02.2023 N П/0036 "Об установлении порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, порядка создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядка их использования" (далее -Приказ) установлен в том числе порядок создания и ведения ГФДЗ, а также порядок их использования (далее - Порядок). В приложение N 5 к Порядку приведен образец заявления о предоставлении в пользование землеустроительной документации ГФДЗ, полученных в результате землеустройства. 5 Исходя из положений пп. 3, 4, 21 Приказа следует, что информация, содержащаяся в фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к государственной тайне. Документация, содержащая информацию ограниченного распространения, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к государственной тайне, включению в фонд данных не подлежит. Общедоступная информация фонда данных может использоваться любыми заинтересованными лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Документация фонда данных предоставляется ППК "Роскадастр", филиалом бесплатно на основании заявления о предоставлении в пользование документации фонда данных (далее - заявление) в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления.
Также сообщаем, что с 01.01.2023 ППК "Роскадастр" и его Филиалы осуществляют предоставление сведений ГФДЗ посредством Единого портала государственных услуг. После заполнения заявления в личный кабинет придет ссылка для просмотра (скачивания) запрашиваемого документа. Все материалы ГФДЗ предоставляются бесплатно. Срок оказания услуги - до двух рабочих дней. Учитывая изложенное, картографические материалы, указанные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета КУВД-001/2024-22774350/1 от 10.06.2024 являются общедоступной информацией и предоставляются по запросам в вышеуказанном порядке".
Таким образом, Контрактом определено, что Исполнитель самостоятельно осуществляет сбор исходных данных, при этом картографические материалы, необходимые для выполнения работ, являются общедоступной информацией, что указывает на то, что работы предусмотренные Контрактом, могли быть исполнены Предпринимателем. 18.04.2024 Управлением Росреестра по Тверской области Заказчику направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001 /2024- 15013602/1. 22.04.2024 Заказчик предлагал исполнителю устранить выявленные Росреестром замечания и повторно обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка (письмо N 109). 10.06.2024 Управлением Росреестра по Тверской области Заказчику направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001 /2024- 22774350/1. 02.07.2024 Заказчик письмом N 209 указывал, что исполнитель обязан:
- вынести в натуру поворотные точки границ земельных участков и закрепить их временными знаками на местности;
- сдать закрепленные временные знаки на местности по акту приема передачи представителю заказчика;
- постановить на государственный кадастровый учет земельные участки в Единый государственный реестр недвижимости, согласно Приложению 1 к Техническому заданию.
Согласно пункта 5 Технического задания "Доработка документации, устранение недостатков", в случае выявления органом, уполномоченным на проведение государственного кадастрового учета недостатков, препятствующих ' внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости, Исполнитель обязан их устранить за свой счет (осуществить доработку документации, позволяющей устранить причины отказа) в срок не более чем 7 календарных дней со дня принятия органом, уполномоченным на проведение государственного кадастрового учета, соответствующего решения. Действия Исполнителя, а именно направление 09.04.2024 в адрес Заказчика для сдачи в Управление Росреестра по Тверской области межевого плана не соответствуют условиям 6 контракта, поскольку согласно пункту 4 (Виды, выполняемых работ и требования к ним) Приложения N 1 подрядчик обязуется осуществить поставку на государственный кадастровый учет земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости, согласно Приложению 1 к настоящему Техническому заданию.
Также согласно пункту 10.2 Контракта в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Подрядчиком или Заказчиком условий контракта в отношении Контракта, заключенного по результатам электронных процедур, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений в соответствии с ч. 16 ст.94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Подрядчика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
Таким образом, порядок взаимодействия Заказчик и Исполнителя закреплен условиями Контракта, и ссылки Заявителя на переписку посредством ПО Watsapp несостоятельны. 18.07.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N б/н от 18.07.2024.
Исполнитель, вопреки заявлению на заседании Комиссии о предложении исправления работ и выполнении обязательств, 19.07.2024 направил требование об отмене решения о расторжении Контактна в одностороннем порядке, не предлагая альтернатив по выполнению работ. Работы исполнены не были, постановка работ в связи с невозможностью их осуществления не произведена. Необходимо и отметить тот факт, что Контрактом предусмотрена образуемая площадь земельного участка 2315,0 га, при этом возможность изменение образуемой площади не предусмотрена. 30.07.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступло в силу. Исполнителем обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения не устранены. Поставщик, заключая настоящий Контракт, ознакомился с извещением о проведении закупки и приложениями к нему, выразил согласие на поставку товара определенного спецификацией, однако обязательства свои не исполнил в установленные сроки.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая контракт на условиях оказываемой услуги как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
6. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила. Так, 18.07.2024 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком 7 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 18.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 30.07.2024 .
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил. При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях 8 обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, Предпринимателем не исполнены обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Поставщика как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об Индивидуальном Предпринимателе Петрусёве Андрее Сергеевиче (ИНН 593300558956 ) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его закупочной комиссии. Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Председатель комиссии Е.В. Ключникова Члены комиссии: П.Д. Винницкая М.В. Федотова 9 Исп.Винницкая П.Д. тел.8(4822) 34-24-31, вн. 069-113
2024-7404
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 9 августа 2024 г. N 069/10/104-1015/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024