Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковская детская городская поликлиника" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ММА" (адрес: 191040, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Лиговка-ямская, пр-кт Лиговский, д. 74, литера А, помещ. 15-Н, офис 204.1 рабочее место 1; ИНН 7811788145) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание автотранспортных услуг (номер извещения: 0157200000323001201),
УСТАНОВИЛА:
30 июля 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ММА" (адрес: 191040, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Лиговка-ямская, пр-кт Лиговский, д. 74, литера А, помещ. 15-Н, офис 204.1 рабочее место 1; ИНН 7811788145) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание автотранспортных услуг (номер извещения: 0157200000323001201).
Рассмотрение сведений состоялось 06 августа 2024 года в 15 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 05.08.2024 в 15:20, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Заказчика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323001201 о проведении аукциона - 17.11.2023 14:59.
2) Максимальное значение цены контракта - 6 791 404,00 рубля. Начальная сумма цен товара, работы, услуги - 414,11 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.11.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем признана заявка N 70, с предложением о цене за единицу услуги 289,91 рублей.
5) 08.12.2023 Заказчиком заключен контракт N 87 на оказание автотранспортных услуг с Обществом с ограниченной ответственностью "ММА", с ценой контракта 6 791 404,00 рубля (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Исполнитель обязуется оказать автотранспортные услуги ГБУЗ "Псковская детская городская поликлиника" (далее - услуги).
Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с "Описанием объекта закупки" (Приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.2 контракта).
Пунктом 2.1. контракта предусмотрены сроки оказания услуг: с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г. включительно.
Место оказания услуг: Псковская область, г. Псков ул. Шестака д.4, ул. Кузнецкая д.21, ул. Алтаева д.22 (пункт 2.2. контракта).
Согласно Приложению N 1 к контракту, в рамках контракта осуществляется доставка участковых врачей - педиатров на вызов к больным пациентам и участковых медицинских сестер, врачей - педиатров на патронажные посещения, выполнения врачебных назначений к детям, прикрепленным к ГБУЗ "Псковская детская городская поликлиника". Доставка медицинского персонала автотранспортом осуществляется в отдаленные районы города (Овсище, Кресты, Череха, Лопатино, Псковкирпич, Любятово и др., включая частный сектор). Общее количество предоставляемых Исполнителем автомобилей в день: не менее 6 единиц. Ежедневная потребность в количестве автомобилей определяется на основании заявки Заказчика. Количество машин и время их работы зависит от уровня заболеваемости детского населения, прикрепленного для обслуживания к учреждению. В случае возникновения эпидемии гриппа, количество машин может быть увеличено по письменному заявлению заказчика, при этом общее количество автомобилей в день будет составлять не более 10 единиц.
Исполнитель обязан:
пункт 2.3.1. контракта - предоставить транспортное средство, отвечающее следующим требованиям: ежедневное технически исправное состояние, пройденный в установленные сроки технический осмотр, оборудовано специальными опознавательными знаками, соответствие санитарным требованиям, наличие медицинской аптечки, огнетушителя.
пункт 2.3.2. контракта - в течение всего срока действия настоящего контракта поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
28.06.2024 (исх. N 153) Заказчик составил акт о невыходе водителей.
28.06.2024 (исх. N 1254) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
01.07.2024 (исх. N 1265) Заказчик составил акт о невыходе водителей.
01.07.2024 (исх. N 1254) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
02.07.2024 (исх. N 1276) Заказчик составил акт о невыходе водителей.
02.07.2024 (исх. N 1282) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
08.07.2024 (исх. N 68) Общество сообщило Заказчику, что нарушение взятых на себя обязательств связано с трудностями подбора квалифицированного рабочего персонала (водителей).
09.07.2024 (исх. N 1323) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
10.07.2024 (исх. N 1333) Заказчик составил акт о невыходе водителя.
11.07.2024 (исх. N 1351/1) Заказчик составил акт о невыходе водителя.
12.07.2024 (исх. N 1355) Заказчик составил акт о невыходе водителя.
16.07.2024 (исх. N 1376) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
18.07.2024 (исх. N 1396) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
18.07.2024 (исх. N 91) Общество сообщило Заказчику о приостановке оказания услуг с 22.07.2024, в связи с нахождением Общества в нестабильной финансово- экономическом состоянии, вызванном санкционным давлением со стороны кредитных организаций, а также организаций контрагентов ,в рамках договоров финансовой аренды (подтверждающие документы не приложены).
19.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому основанием для принятия являлось следующее:
28.06.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 4 водителя, по ул. Шестака д. 4-1 водитель. 28.06.2024 года автотранспорт в полном объеме не предоставлен.
01.07.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 3 водителя. 01.07.2024 года автотранспорт в полном объеме не предоставлен.
02.07.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 2 водителя. 02.07.2024 года автотранспорт в полном объеме не предоставлен.
05.07.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 2 водителя. 05.07.2024 года автотранспорт в полном объеме не предоставлен.
08.07.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 2 водителя. 08.07.2024 года автотранспорт в полном объеме не предоставлен.
09.07.2024 не вышло по ул. Кузнецкая, д. 21 - 1 водитель.
10.07.2024 -12.07.2024 не вышел 1 водитель по адресу ул. Кузнецкая, д. 21.
15.07.2024-18.07.2024 не вышел 1 водитель по адресу ул. Кузнецкая, д. 21.
Контракт надлежащим образом со стороны Исполнителя не исполняется, водители ежедневно в разном количестве на адреса не выходят, в связи с чем, автотранспорт в согласованном количестве Исполнителем не предоставляется, что ведет к срыву рабочего процесса в Поликлинике.
30.07.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Согласно сведениям из ЕИС раздел "Электронное актирование" исполнен контракт на 1 944 861,25 рублей, что составляет 28,6% от цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 10.3. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
19.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.07.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество позицию не предоставило, представителя на рассмотрение не направило.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Безусловно, участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия.
При принятии решения Комиссия также учитывала значимость предмета закупки, из-за неисполнения Обществом взятых на себя обязательств, учреждение здравоохранения не могло осуществлять свои функции направленные на оказание медицинской помощи детскому населению города Пскова и Псковского района.
Заказчик в целях нормализации деятельности учреждения здравоохранения и выполнения обязанности по оказанию медицинской помощи детскому населению, заключил договор N 15 от 23.07.2024 года на оказание автотранспортных услуг, по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ММА" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое привело к неисполнению контракта.
Согласно сведениям, из ЕИС "реестр контрактов" Обществом заключено 50 контрактов, из них 27 на исполнении и 20 прекращенных, в том числе и по причине одностороннего отказа Заказчика - 5.
На момент рассмотрения сведений согласно ЕИС Общество включено в реестр недобросовестных поставщиков 6 раз, что свидетельствует о систематическом нарушении условий контракта.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 06.08.2026) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "ММА";
- место нахождения: 191040, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Лиговка-ямская, пр-кт Лиговский, д. 74, литера А, помещ. 15-Н, офис 204.1 рабочее место 1;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 7811788145, КПП 781101001;
- единственный учредитель: Малеева Мария Александровна; ИНН 470402790435;
- объект закупки: оказание автотранспортных услуг;
- цена контракта - 6 791 404,00 рубля;
- ИКЗ: 232602716346960270100100850014932244;
- срок выполнения: 31.12.2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 августа 2024 г. N РНП 060/06/95-259/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024