Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием видеоконференции жалобу ООО "Институт "Рязаньпроект" на действие комиссии при подведении итогов открытого конкурса в электронной форме на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Дуловка - Шабаны в Островском и Палкинском
районах Псковской области (регистрационный номер 1005-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000864) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10.07.2024 уполномоченным органом - Комитетом по закупкам Псковской области по заданию Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" объявлен открытый конкурс в электронной форме на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Дуловка - Шабаны в Островском и Палкинском районах Псковской области (регистрационный номер 1005-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000864).
Извещение N 0157200000324000864 о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.07.2024 12:08.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 715 678,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 29.07.2024 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 31.07.2024 NПРОII1 на участие в конкурсе подано 11 (одиннадцать) заявок, из них 1 (одна) отклонена N 55 (Заявитель).
02.08.2024 (вх. N 4249-ЭП/24) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 08.08.2024 в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх. N 1951 от 02.08.2024).
Необоснованное отклонение заявки, поскольку соответствующие документы были размещены (скрин страницы прилагается), что касается "опыта работы, связанного с предметом контракта (подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильной дороги)", то эта информация также была представлена в составе документов заявки (скрин прилагается) в количестве 22 исполненных договоров на общую сумму 69 947 035,33 рублей.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.N КЗ-21-136 от 06.08.2024, исх. б/н от 06.08.2024, в материалах дела):
Представленный Заявителем контракт N 0348500002521000022 от 23.12.2021 не связан с предметом контракта по спорной закупке и не подтверждает наличие у Заявителя опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
На основании изложенного при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе конкурсная комиссия отклонила заявку Заявителя в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Что касается довода заявителя о наличии у него опыта работы, связанного с предметом контракта, которую он представил в виде 22 исполненных договоров, поясняем следующее. Указанные контракты представлены в заявке Заявителя как документы, подтверждающие квалификацию участника закупки для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки". Поскольку заявка заявителя была отклонена, то в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе оценка заявки не производилась.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления
Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно позиции 6 раздела I Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) при проведении закупки на выполнении работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Заказчиком устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Аналогичные требования установлены в части 2.1 раздела 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по её заполнению" (приложение к извещению, отдельный файл).
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0157200000324000864 с НМЦК 20 715 678, 33 рублей установлены требования в соответствии с п. 6 Раздела I приложения к Постановлению N 2571.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов
Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия Псковского УФАС России изучив заявку N 55 (Заявителя) установила, что в качестве подтверждения опыта по позиции 6 раздела I Постановления N 2571 приложены следующие документы:
- контракт N 0348500002521000022 от 23.12.2021 на разработку проектной документации "Расчистка реки Пахры в городском округе Подольск и городском округе Домодедово Московской области" на сумму 13 427 000 рублей;
- акт N 1 от 29.09.2022 о выполнении работ (оказании услуг);
- положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-1-3-069412-2022 от 29.09.2022;
- дополнительное соглашение N 2 от 05.09.2022.
Согласно приложению N5 к контракту (Техническое задание на проектирование), объектом проектирования является водный объект, а цель разработки проекта это ликвидация засорения, загрязнений и расчистка от донных отложений водного объекта без элементов капитального строительства и благоустройства.
Исходя из анализа входящих в состав видов работ по представленному Заявителем контракта N 0348500002521000022 от 23.12.2021, основными видами проектируемых работ по расчистке водного объекта являются изъятие донных отложений из русла водного объекта (дноуглубительные работы), расчистка русла реки и т.д.
Согласно положений части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствии со статьей 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документацию представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально- технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом, части 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Река - поверхностный водный объект, воды которого текут по поверхности земли или в части своего русла могут течь под землей и находятся в состоянии непрерывного движения
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГрК линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, исходя из положений пункта 10 статьи 1 ГрК РФ река не относится к объектам капитального строительства либо линейным объектам.
Представители Заказчика, уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы по существу пояснили, что из прямого толкования норм градостроительного законодательства следует, что проектная документация по расчистке реки не относится к тому виду проектной документации, что разрабатывается для строительства, реконструкции объектов капитального строительства для их частей, капитального ремонта. В связи с чем, представленный Заявителем контракт N 0348500002521000022 от 23.12.2021 не связан с предметом контракта по спорной закупке и не подтверждает наличие у Заявителя опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Псковское УФАС России приходит к выводу, что работы по расчистке реки не имеют направленности к созданию нового сооружения, не содержат требований к наличию строительных конструкций, не имеют уровня ответственности объекта капитального строительства, как сооружения.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок принимает решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки или приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с Постановлением N 2571, исключительно на основании документов и информации, направленных заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Данная позиция отражена в пункте 1 Письма ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24.
Исходя из вышеизложенного комиссия по осуществлению закупки правомерно отклонила заявку N 55 на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "с" пункта 1 части 2.1 раздела 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по её заполнению" и подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Институт "Рязаньпроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 августа 2024 г. N 060/06/48-261/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024