Резолютивная часть решения оглашена 5 августа 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 августа 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в отсутствие представителей:
Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик), уведомленных надлежащим образом,
ООО "ОБСЕРВЕР", заявивших ходатайство о проведении внеплановой проверки без их участия,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и перенаправленного ФАС России обращения ООО "ОБСЕРВЕР" (вх. от 29.07.2024 N5410-ЭП/24),
осуществив внеплановую проверку соблюдения Отделением фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0264100000224000075 на поставку кресла-коляски с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ней,
УСТАНОВИЛА:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области 20.03.2024 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок извещение N0264100000224000075 на поставку кресла-коляски с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ней (далее Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 847 000,00 руб.
Заказчик - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области.
В своем обращении ООО "ОБСЕРВЕР" указало на то, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Заказчиком представлены письменные возражения, согласно которым на момент размещения закупки в единой информационной системе в сфере закупок закупаемый вид товара с необходимыми ему техническими характеристиками отсутствовал в каталоге товаров, работ, услуг, в связи с чем им был использован код ОКПД2 30.92.20.
Проведение внеплановой проверки назначено на 31.08.2024. После объявленных перерывов рассмотрение дела продолжилось 02.08.2024 и 05.08.2024.
Изучив представленные документы и информацию, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Извещением о проведении рассматриваемой закупки установлено ограничение допуска в соответствии Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в закупке, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Согласно п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе, ЕИС содержит в том числе КТРУ.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ и Правила использования КТРУ.
Согласно п. 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под КТРУ понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД 2 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с п. п. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п. п. 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о контрактной системе соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД 2).
В рассматриваемой закупке, описание объекта закупки осуществлено с использованием ОКПД 2 - 30.92.20.000 "Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей".
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив информацию, содержащуюся в КТРУ, отмечает, что на момент размещения извещения по данной закупке позиция КТРУ 30.92.20.000-00000017 "Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная" с кодом НКМИ 207840 "Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная", отвечающая подробности заказчика, была исключена 02.02.2024 из КТРУ.
Позиции КТРУ 32.50.50.190-00002901, 32.50.50.190-00002902, 32.50.50.190-00002903, 32.50.50.190-00002904, 32.50.50.190-00002905, 32.50.50.190-00002906, 32.50.50.190-00002907, 32.50.50.190-00002908, 32.50.50.190-00002909 "Кресло-коляска с электроприводом", стали обязательными к применению с 27.03.2024.
Таким образом, на момент объявления извещения в ЕИС в КТРУ отсутствовали обязательные позиции для их применения.
Следовательно, при описании объекта закупки Заказчик в соответствии со своей потребностью в товаре руководствовался требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, с установлением показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. При этом указывая максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что, исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В позициях КТРУ 32.50.50.190-00002901, 32.50.50.190-00002902, 32.50.50.190-00002903, 32.50.50.190-00002904, 32.50.50.190-00002905, 32.50.50.190-00002906, 32.50.50.190-00002907, 32.50.50.190-00002908, 32.50.50.190-00002909 "Кресло-коляска с электроприводом" содержатся, в том числе, следующие НКМИ:
1) 208480: Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемое пациентом, с электронным рулевым управлением, складное. Колесное персональное средство передвижения, которое состоит из оборудованного места сидения для человека с ограниченными возможностями или немощного человека, неспособного самостоятельно ходить (небариатрическое кресло-коляска), и оно продвигается с помощью одного или более электрических двигателей. Электронный контроль скорости и электронное управление движением выполняется пользователем. Устройство может быть разборным для помещения в транспорт.
2) 207840: Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная. Колесное персональное средство передвижения, которое состоит из оборудованного места сидения для инвалида или немощного человека, не способного самостоятельно ходить, и оно продвигается с помощью одного или больше электрических двигателей. Электронный контроль скорости и прямое ручное управление могут быть изменены сопровождающим или пользователем. Устройство может быть свернуто и демонтировано для транспорта.
Между указанными кодами НКМИ имеются отличия:
Код НКМИ 207840 предусматривает управление сопровождающим или пользователем.
Вместе с тем, кодом НКМИ 208480 управление выполняется только пользователем.
Согласно техническому заданию Заказчику необходимо приобрести кресла-коляски с электроприводом, предназначенные для людей с ограниченными возможностями передвижения, которые приводятся в движение при помощи электропривода и с помощью сопровождающего лица пользователя (при отключенном электроприводе), предназначенные для передвижения в помещениях и на улице по дорогам с твердым и грунтовым покрытием. Такие кресла-коляски должны складываться с помощью крестообразного механизма с уменьшением её габаритных размеров в вертикальном направлении.
По описанию нужный Заказчику товар соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ) 207840 "Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная".
Постановлением N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который входит следующая позиция:
174. ОКПД 2 - 30.92.20 Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (в отношении кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации)*
* При применении настоящего перечня в отношении товаров, указанных в позиции 174, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из вышеприведенной информации Комиссия Тамбовского УФАС России делает вывод о том, что Заказчиком устанавливаются ограничения допуска в соответствии Постановления N617 в случае если им закупается товар, которому соответствует НКМИ 208480.
Согласно Постановлению N102 в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит код ОКПД2 30.92.2 "Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (за исключением кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации)".
Таким образом Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлено ограничение допуска в соответствии Постановлением N102.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать неустановленным факт нарушения Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0264100000224000075 на поставку кресла-коляски с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ней.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская
К.А. Телкова |
Исп.Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 8 августа 2024 г. N 068/10/99-511/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024