Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Есенин" на действия Заказчика - КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Уссурийска" при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (бананы) для нужд КГКУ "Центр содействия семейному устройству г. Уссурийска" (извещение N 0320200016424000008) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, комиссия допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как нарушен порядок рассмотрения заявок.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В силу статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, указанная в данной статье, в том числе: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
В целях реализации указанных положений условия допуска установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (пункт 1.6 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, все признаны соответствующими.
Заявки, поданные на участие в закупки, содержали следующие сведения в отношении страны происхождения товара - "бананы":
Заявка с идентификационным номером 91 - ЭКВАДОР;
Заявка с идентификационным номером 50 - ФИЛИППИНЫ; ЭКВАДОР; Китайская Народная Республика;
Заявка с идентификационным номером 251 - Российская Федерация.
Согласно пояснениям Заказчика, поскольку одним из участников задекларирована страна происхождения Российская Федерация, при направлении проекта контракта победителю закупки применены положения Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н (понижающий коэффициент).
Между тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с извещением N0320200016424000008 о проведении электронного аукциона и описания объекта закупки поставляемые бананы должны соответствовать ГОСТ Р 51603-2000 "Бананы свежие. Технические условия". Согласно пункту 1 ГОСТ Р 51603-2000 настоящий стандарт распространяется на свежие бананы импортируемые, предназначенные после дозаривания для реализации в свежем виде. Следовательно, ссылка на вышеуказанный ГОСТ в извещении о закупке предполагает, что поставляемый товар (банан) будет иностранного происхождения.
В соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (пункт 2.2) установлено, что товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считаются, в том числе, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране.
Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 (далее - Правила), также установлено, что товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары, в частности, полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 Правил. А подпунктом 2 пункта 4 Правил регламентировано, что полностью полученными или произведенными в стране признается продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране.
На официальном сайте Россельхознадзора также указано, что на территории нашей страны бананы не выращиваются. Эта растительная продукция не может выращиваться в условиях нашей страны и завозится из различных регионов мира с тропическим климатом.
Таким образом, заявка участника с идентификационным номером 251 содержала недостоверные сведения предложения о поставке товара, страной происхождения которых является исключительно Российская Федерация.
Более того, с учетом того, что в техническом задании прямо было указано на соответствие поставляемых бананов ГОСТ Р 51603-2000, которое распространяет свое действие исключительно на импортные бананы, исходя из своего содержания, то участник, продекларировав в своей заявке предложение о поставке бананов российского происхождения, предложило к поставке товар, не соответствующий техническому заданию заказчика.
Также в соответствии с письмом Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.04.2020 N 19/2051 промышленное выращивание бананов на территории Российской Федерации отсутствует.
Таким образом, заявка участника с идентификационным номером 251 подлежала отклонению.
Пунктом 2 Приказа N126н установлено, положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 Приказа N126н не применяются при проведении аукциона, в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком неправомерно направлен контракт победителю закупки с ценой, уменьшенной на 15% от предложенной победителем.
Указанные доводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (Постановление суда 17 Арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 N Ф09-5899/23, Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6997/2021 от 09.12.2021 года).
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок допущено нарушение части 5 статьи 49, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Есенин" на действия Заказчика - КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Уссурийска" при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (бананы) для нужд КГКУ "Центр содействия семейному устройству г. Уссурийска" (извещение N 0320200016424000008) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 5 статьи 49, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 6 августа 2023 г. N 025/06/49-770/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024