Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: * посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14- 00, при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства" - * - в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ИП Лебедева В.А., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ИП Лебедева В.А. (вх. N 15936-ЭП/24 от 29.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских одноразовых шприцев (извещение N 0362100030224000281), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Лебедева В.А. (вх. N 15936-ЭП/24 от 29.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских одноразовых шприцев (извещение N 0362100030224000281), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что извещение по закупке N 0362100030224000281 составлено заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. 18.07.2024 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении процедуры электронного аукциона на поставку медицинских одноразовых шприцев (извещение N 0362100030224000281).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 059 915,00 рублей. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2 г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить:
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ N 620 от 19.04.2021 г. (далее - постановление Правительства N 620) Согласно п. 1 постановления Правительства N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает: 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства N 620 указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется: при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями; Заказчиком в структурированной форме извещения установлена следующая принадлежность закупаемых товаров к кодам НКМИ:
1) п. 1: "Шприц инсулиновый/неубираемая игла", код НКМИ - "212430: Шприц инсулиновый/в комплекте с иглой, стандартный", 2) п. 2-6, 8-9: "Шприц общего назначения", код НКМИ - "349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой", "260600: Шприц общего назначения, одноразового использования", 3) п. 7: "Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный", код НКМИ - "349150: Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный", 4) п. 10: "Игла для автоинъектора", код НКМИ - "137610: Игла для автоинъектора". Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что для шприцов общего назначения закупаются дополнительные иглы для одноразового использования, которые являются расходным материалам к шприцам общего назначения. Шприц и игла являются расходными материалами, а отсутствие хоть одной из данных позиций (шприц или игла) не позволяет корректно использовать изделие. Комиссия отмечает, что согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи, в формате шестизначного кода, также номенклатурная классификация содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом постановлением Правительства N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов. Вместе с тем закупаемое изделие "Игла для автоинъектора" не является расходным материалом к медицинским изделиям "Шприц общего назначения", "Шприц инсулиновый/неубираемая игла", "Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный" поскольку для шприцов в описании объекта закупки уже предусмотрено наличие иглы в комплекте, ввиду чего, позиция заказчика о невозможности использования шприцов без закупаемых в рамках данного лота игл опровергается содержанием описания объекта закупки. Более того, инсулиновые шприцы также обладают неубираемой иглой, а также имеют код НКМИ отличный, от кода для шприцов общего назначения.
Таким образом, поскольку описание объекта данной закупки, не подпадает под исключение, предусмотренное п. 2 Постановления Правительства N 620, в связи с чем у заказчика отсутствуют основания для объединения в одну закупку (лот) медицинских изделий различных видов. Данные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ. 3 В рамках внеплановой проверки Комиссия
установила
следующее.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. В структурированной форме извещения заказчикустановил следующие ограничения и условия допуска: Вид требования Нормативно-правовой акт Вид требования Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях Ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных Ограничение допуска и допуска и условия государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и условия допуска допуска муниципальных нужд" Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат Условие допуска предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N Условие допуска 126н от 04.06.2018 Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 102) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1). Объект закупки сформирован по коду ОКПД2 - 32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты.
Согласно Перечню N1 Постановления Правительства N 102 в код 32.50.13.110 включены следующие виды медицинских изделий: "иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Согласно каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 145, установленному Заказчиком коду КТРУ по позиции 6 - 32.50.13.110-00005718 (Игла для автоинъектора) соответствуют - ОКПД 2 32.50.13.110/ НКМИ - 137610 "Игла для автоинъектора". В примечании к Перечню N1 указано, что "при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия". При этом, в соответствии со справочной информацией каталога позиция КТРУ 32.50.13.110-00005718 игла для автоинъектора имеет следующее описание по соответствующему коду НКМИ - 137610: "Изделие, разработанное для парентерального введения лекарственного средства, содержащегося в картридже, который либо является неотъемлемой частью автоинъектора (шприц-ручки с лекарственным средством), либо прикрепляется или вставляется в автоинъектор. Используется лицами, которые регулярно вводят себе дозы инсулина, гормонов или других лекарственных средств. Изделие, как правило, представляет собой двухконечную иглу из нержавеющей стали различных размеров, которая фиксируется в резьбовом разъеме из пластика в месте соединения с автоинъектором. Изделие поставляется в герметичной стерильной упаковке и может иметь специальную безопасную конструкцию для минимизации риска травмирования иглой. Это изделие для одноразового использования". Из вышесказанного следует, что назначение и способ использования колющих инструментов и хирургических игл в значительной степени отличается от назначения и способа использования закупаемой Заказчиком иглы для автоинъектора. 4 Кроме того, из описания иглы для автоинъектора по НКМИ следует, что применение такой иглы невозможно без взаимодействия с самим автоинъектором, в том числе по причине технической конструкции иглы для автоинъектора.
Согласно письму ФАС России от 11.10.2023 N ПИ/83377/23 в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства N 102 отсутствует код ОКПД2 с соответствующим наименованием вида медицинского изделия, а именно: Игла для автоинъектора. С учетом изложенного, закупаемое медицинское изделие Заказчиком по позиции 6 - иглу для автоинъектора (КТРУ 32.50.13.110-00005718), невозможно отнести к Перечню N1 постановления Правительства N 102, поскольку он не содержит по коду и наименованию вида медицинского изделия позицию "Игла для автоинъектора".
На основании вышеизложенного, заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 постановления Правительства РФ N 102 и не включенные в указанный перечень, что нарушает положения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Лебедева В.А признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства" выявлены нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 29 ст. 34, Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства", закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, ответственного за формирование структурированной формы извещения по закупке N 0362100030224000281, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу:
г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения 20 г. в . 5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, ответственного за формирование лота по закупке N 0362100030224000281, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу:
г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения 20 г. в . Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * * 5 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-2771/2024 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе г. Екатеринбург 02.08.2024 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе: * на основании своего решения N 066/06/106-2771/2024 от 02.08.2024 г., руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства", закупочной комиссии в срок до 23.08.2024 г. устранить нарушения Закона о контрактной системе, установленные решением 066/06/106-2771/2024 от 02.08.2024 г. (извещение N 0362100030224000281), путем отзыва карточки контракта, если такая была направлена, отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки и отзыва извещения способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru).
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 федерального медико-биологического агентства" в срок до 28.08.2024 г представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru. Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность. Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 августа 2024 г. N 066/06/106-2771/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024