Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: * - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (вх. N 15920/24 от 29.07.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бориковском Р.С. исполнителе по договору подряда N 566 от 19.12.2023 г. по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России по Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури, 8 (объявление о закупке N 100195191123100581), в части соблюдения требований ст. ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15:00 при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" - * (доверенность N Д17/101 от 29.12.2023 г.), - заинтересованного лица ИП Бориковского Р.С. - * (паспорт, выписка из ЕГРИП), * (доверенность б/н от 01.08.2024 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (вх. N 15920/24 от 29.07.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бориковском Р.С. исполнителе по договору подряда N 566 от 19.12.2023 г. по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России по 2 Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури, 8 (объявление о закупке N 100195191123100581).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 14.12.2023 г. на сайте единого агрегатора торговли "Березка" (www.agregatoreat.ru) заказчик объявил о проведении закупочной сессии на текущий ремонт асфальтового покрытия (объявление о закупке N 100195191123100581).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 79 353,13 рублей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчиком в лице ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Свердловской области" был заключен договор подряда N 566 от 19.12.2023 г. по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России по Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури, 8 с единственным поставщиком в лице ИП Бориковского Р.С. Договор подряда N 566 от 19.12.2023 г. по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России по Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури, 8 (далее - Договор) был подписан сторонами в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 19.12.2023 г.
В соответствии с п. 1.1 раздела 1 Договора установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России но Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури,8, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы, цена и объем выполненных работ определяйся локальным сметным расчетом (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящею договора.
Согласно п. 1.2 раздела 1 Договора срок выполнения работ: с 01.06.2024 г. влечение 20 (двадцати) рабочих дней.
Согласно п. 3.1 раздела 3 Договора установлены обязанности Подрядчика, а именно: 3.1.1.
До начала работ направить Заказчику для согласования список работников, направляемых Подрядчиком на объект. Для выполнения работ на объектах. Заказчика по допускаются: иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства и лица, имеющие судимость. 3.1.2.
Выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим договором и 3 приложением к нему, и сдать работы Заказчику. 3.1.3.
Выполнить работы с надлежащим качеством в соответствии со Строительными Нормами и Правилами (С-ИиП). 3.1.4.
В случае если в ходе выполнения обусловленных технической документацией работ Подрядчик обнаружит не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличение сметой СТОИМОСТИ работ, он обязан сообщить об этом Заказчику. 3.1.5. Если Подрядчик не выполнит обязанности, установленные п. 3.1.4 настоящею Договора, оп лишается права требовать от Заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ л возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах Заказчика. 3.1.6. Все используемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество (предоставляются перед началом использования). 3.1.7. Обеспечить выполнение на объекте необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды, 3.1.8. Устранять за свой счет по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе выполнения работ Подрядчик допустил отступления от условий договора, ухудшившие качество работы, в разумный срок. 3.1.9. Своими силами и за свой счет утилизировать строительный мусор, образовавшийся в ходе исполнения договора. 3.1.10. Предоставлять Заказчику акты выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоим ос 1 и выполненных работ (формы КС-3).
В соответствии п. 4.1 раздела 4 Договора установлено, что по завершении работ Подрядчик предоставляет Заказчику Акт выполненных работ (форма КС-2) и справку (формы КС-3).
4.2. Заказчик в течение 3-х рабочих дней с момента предоставления акта обязан направить Подрядчику подписанный акт выполненных работ. В этом случае работы считаются законченными и переданными. В противном случае Заказчик в течение 3-х рабочих дней направляет мотивированный отказ от приемки работ. 4.3.
В случае мотивированного отказа Заказчика, сторонами составляется двусторонний акт с перечнем недоделок и сроков их исправления. Исправления Подрядчик устраняет за свой счет, 4.4. В случае ненадлежащего выполнения работ Подрядчик не вправе ссылаться на то что Заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением.
4.5. Гарантийный срок на выполненные работы устанавливается в 24 месяца с момента подписания акта выполненных работ. Подрядчик песет ответственность за недостатки, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа Обьекта, ненадлежащего ремонта Обьекта, произведенного самим Заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
4.6. Гарантийный срок на используемые материалы и оборудование устанавливайся 5 лет с момента подписания акта выполненных работ.
Согласно п. 6.1 раздела 6 Договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2024 г. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что Подрядчик согласился с условиями договора и направил в адрес Заказчика подписанный договор. 19.06.2024 г. от Подрядчика в адрес Заказчика поступило уведомление об отказе от исполнения договора N 06/06, в котором указал, что что цена и объем выполненных работ устанавливается локальным сметным расчетом N 516 (далее - Смета), а именно:
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня 12,6 м3 - 13 897,24 руб.
- щебень, фракция 20-40 мм 12,6 м3 - 13 013,28 руб.
- устройство покрытия толщиной Зсм из холодных асфальтобетонных смесей 126 м2 - 9 952,20 руб. 4 - на каждые 0,5 см изменения толщины покрытия из холодных асфальтобетонных смесей добавлять или исключать к расценке 27-06-019-01 126 м2 - 389,45 руб.
- смеси асфальтобетонные 11,69 т - 28 785,44 руб. Итого, на общую сумму 79 353 рубля 13 копеек, однако в 2024 году произошло существенное повышение цен на асфальт, что подтверждается скриншотами сайтов компаний - производителей/поставщиков. Кроме того, в смете не учтены обязательные работы, предусмотренные СП 78.13330.2012:
- подготовка участка. В нашем случае это выравнивание земляного покрова механизированным способом, подрезка краев имеющегося асфальта;
- утрамбовка механизированным способом.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 8.1 раздела 8 Договора установлено, что настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством РФ. Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.06.2024 г.
В силу ч. 20.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика 5 (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение ИП Бориковского Р.С. об отказе от исполнения договора Заказчиком было получено 15.07.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 15.07.2024 г.
Таким образом, требования ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщиком выполнены, следовательно, действия Поставщика можно считать надлежащим уведомлением Заказчика об отказе от договора. Поскольку надлежащее уведомление Заказчика о принятом решении произведено, решение Поставщика об одностороннем отказе вступило в силу 26.07.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного / муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или 6 договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснил, что изменение цен на материалы более чем в два раза является существенным изменением обстоятельств. В смете не учтены обязательные работы, предусмотренные ГОСТ 54401-2011:
- подготовка участка;
- утрамбовка механизированным способом.
Согласно СНиП 3.06.03-85 П. 4.8 подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий следует проводить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов к материалам. ГОСТ 9128-2013 - холодный асфальт не возможен к укладке на дорогах с движением легкового и грузового транспорта, подъездах к складам и хранилищам, бытовым помещениям. При высокой плюсовой температуре холодный асфальт деформируется. На заседание Комиссии представитель Подрядчика представил счет на оплату N 30 от 01.08.2024 г. на сумму 65 400 рублей.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Кроме того, срок выполнения работ, согласно договору, начинается 01.06.2024 г, вместе с тем, Комиссии не представлено доказательств, что на момент начала исполнения своих обязательств Подрядчик не имел возможности закупить необходимые материалы по лучшей цене, не представлено также коммерческих предложений от иных поставщиков.
Также представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии сообщил о том, что в смете не учтены обязательные работы предусматренные СП N 78.13330.2012.
Вместе с тем, согласно п. 1.3.4 Договора в случае если в ходе выполнения обусловленных технической документацией работ Подрядчик обнаружит не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличение сметой СТОИМОСТИ работ, он обязан сообщить об этом Заказчику. При этом, Комиссией установлено, что Подрядчик, до принятия решения об отказе от исполнения договора, не сообщал Заказчику о данном обстоятельстве. Доказательств обратного Комиссии не представлено. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в 7 случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией установлено основание, предусмотренное пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков. Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что обязательства по договору Подрядчиком не исполнены. Доказательств о невозможности исполнения договора в адрес Комиссии не представлено. Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ИП Бориковским Р.С. при исполнении своих обязательств по указанному договору.
Таким образом, в действиях исполнителя по договору подряда N 566 от 19.12.2023 г. по текущему ремонту асфальтового покрытия на объекте ГУ МВД России по Свердловской области, расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Долорес Ибаррури, 8 (объявление о закупке N 100195191123100581), Комиссия не усматривает признаков недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об Индивидуальном предпринимателе *(*) (*) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 августа 2024 г. N РНП-066/06/104-2798/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024