резолютивная часть решения объявлена 02.08.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Медснаб" (далее - Заявитель) действующих на основании доверенностей, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Уполномоченный орган) действующего на основании доверенности,
в отсутствии Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) и общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - Оператор ЭТП), надлежащим образом извещенных,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0104200002124000028 "Поставка не монтируемого оборудования на объект "Поликлиника на 500 посещений в смену в г.о. Нальчик" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а также Заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПостановлениеN102).
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.07.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 16 569 164,59 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением N145) Заказчик обязан устанавливать требования к показателям в соответствии с характеристиками, которые указаны в каталоге.
Комиссией установлено, что по коду ОКПД2, указанному в извещении (26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации") каталог не содержит обязательных для применения характеристик.
При описании объекта закупки установлено обоснование дополнительных характеристик: "применяются в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением N145, помимо характеристик объекта закупки, содержащихся в позициях Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в описание объектов закупки включены дополнительные технические и функциональные характеристики Товара, поскольку в КТРУ характеристики по данному коду отсутствуют. Необходимость указания характеристик обусловлены условиями эксплуатации и потребностями Заказчика, в том числе и требованиями соответствующих государственных стандартов".
Согласно пояснениям, при формировании технического задания, в отсутствии обязательных требований к характеристикам в каталоге, Заказчик должен исходить из своих потребностей. Отсутствие в техническом задании конкретных ГОСТов обусловлено тем, что по конкретным наименованиям закупаемого оборудования нет конкретных ГОСТов, а ссылаться на ГОСТы, которые в общем описывают аналогичные медицинские изделия некорректно, так как в таком случае характеристики будут носить неконкретный характер и не будет возможности закупить оборудование с нужными параметрами.
Таким образом, обосновав необходимость использования дополнительных показателей правомерно установлены требования к характеристикам поставляемого товара исходя именно из своих потребностей, следовательно, доводы Заявителя, указывающие на нарушение положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, не находят своего подтверждения.
Также Заявителем указывается на невозможность определения участником Закупки необходимых для Заказчика характеристик товара, соответствующих требованиям Заказчика. Однако, извещение содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в которой указываются верные толкования требований к характеристикам товара, установленным технической частью извещения.
Заказчик, Уполномоченный орган в извещении о закупке самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Вместе с тем описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности, чтобы представить надлежащее предложение в отношении объекта закупки.
При этом Комиссия исходит из того, что установление конкретных требований к объекту закупки, содержанию, оформлению и составу заявок и инструкции по заполнению заявок является правом заказчика, поскольку в рамках формирования извещения заказчик руководствовался существующей потребностью в товаре.
Довод Заявителя о том, что неправомерно установлено ограничение допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств находит свое подтверждение в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 Постановления N102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержать информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с извещением, закупаются изделия, соответствующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации".
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В составе извещения установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренные положениями Постановления N102.
Комиссией установлено, что код ОКПД2 - 26.60.12.119 Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" исключен из Перечня с 20 апреля 2023 года.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном применении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N102, следовательно, Заказчиком, Уполномоченном органом нарушены положения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024 г. на участие в Аукционе было подано 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции для потенциальных участников Закупки.
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 Постановления N 102, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 2(2) Постановления N102 определено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него; для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Постановление N102 определяет в каких случаях не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия и действия заказчика, уполномоченного органа при установленном ограничении.
При этом, Заказчик, Уполномоченный орган правомерно установил в Извещении ограничение допуска товаров согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил, Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного установления ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 августа 2024 г. N 007/06/42-600/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024