резолютивная часть решения объявлена 02.08.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в присутствии представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Уполномоченный орган) действующего на основании доверенности,
в отсутствии индивидуального предпринимателя Амирова А.Р. (далее - Заявитель), Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) и общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - Оператор ЭТП), надлежащим образом извещенных,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0104200002124000028 "Поставка не монтируемого оборудования на объект "Поликлиника на 500 посещений в смену в г.о. Нальчик" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, нарушены положения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.07.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 16 569 164,59 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением N145) Заказчик обязан устанавливать требования к показателям в соответствии с характеристиками, которые указаны в каталоге.
Комиссией установлено, что по коду ОКПД2, указанному в извещении (26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации") каталог не содержит обязательных для применения характеристик.
При описании объекта закупки установлено обоснование дополнительных характеристик: "применяются в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением N145, помимо характеристик объекта закупки, содержащихся в позициях Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в описание объектов закупки включены дополнительные технические и функциональные характеристики Товара, поскольку в КТРУ характеристики по данному коду отсутствуют. Необходимость указания характеристик обусловлены условиями эксплуатации и потребностями Заказчика, в том числе и требованиями соответствующих государственных стандартов".
Согласно пояснениям, при формировании технического задания, в отсутствии обязательных требований к характеристикам в каталоге, Заказчик должен исходить из своих потребностей. Отсутствие в техническом задании конкретных ГОСТов обусловлено тем, что по конкретным наименованиям закупаемого оборудования нет конкретных ГОСТов, а ссылаться на ГОСТы, которые в общем описывают аналогичные медицинские изделия некорректно, так как в таком случае характеристики будут носить неконкретный характер и не будет возможности закупить оборудование с нужными параметрами.
Таким образом, обосновав необходимость использования дополнительных показателей правомерно установлены требования к характеристикам поставляемого товара исходя именно из своих потребностей, следовательно, доводы Заявителя, указывающие на нарушение положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, не находят своего подтверждения.
Также Заявителем указывается на невозможность определения участником Закупки необходимых для Заказчика характеристик товара, соответствующих требованиям Заказчика. Однако, извещение содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, в которой указываются верные толкования требований к характеристикам товара, установленным технической частью извещения.
Заказчик, Уполномоченный орган в извещении о закупке самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Вместе с тем описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности, чтобы представить надлежащее предложение в отношении объекта закупки.
При этом Комиссия исходит из того, что установление конкретных требований к объекту закупки, содержанию, оформлению и составу заявок и инструкции по заполнению заявок является правом заказчика, поскольку в рамках формирования извещения заказчик руководствовался существующей потребностью в товаре.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Медснаб" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в связи с неправомерным установлением ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил, Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 августа 2024 г. N 007/06/42-601/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024