резолютивная часть решения объявлена 07.08.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: _____,
в присутствии представителя Государственного казенного учреждения "Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения" (далее - Заказчик) ____, действующей на основании доверенности,
в отсутствии индивидуального предпринимателя Чащина С.А. (далее - Заявитель), акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - Оператор ЭТП), надлежащим образом извещенных,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0304200004424000030 "Поставка сплит-систем" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.
29.07.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 984 168,00 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением N145) Заказчик обязан устанавливать требования к показателям в соответствии с характеристиками, которые указаны в каталоге.
Комиссией установлено, что по коду ОКПД2, указанному в извещении (28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой) каталог содержит лишь одну обязательную для применения характеристику товара "Вид кондиционера".
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Положениями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе у заказчиков предусмотрена возможность установления дополнительных характеристик товара, в связи со своими потребностями, обосновав необходимость использования дополнительных характеристик.
Заказчиком при описании объекта Закупки установлено обоснование использования дополнительных характеристик: "В соответствии с требованиями пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В связи с тем, что в справочнике КТРУ отсутствуют сведения о дополнительных потребительских свойствах, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик данных товаров, в описании объекта закупки указана дополнительная информация исходя из характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар".
Таким образом, обосновав необходимость использования дополнительных показателей правомерно установлены требования к характеристикам поставляемого товара исходя именно из своих потребностей, следовательно, довод Заявителя, указывающий на нарушение Закона о контрактной системе при описании объекта Закупки не нашел своего подтверждения.
Заявитель также указывает, что извещение не содержит информации и сведений, подтверждающих необходимость монтажа и пусконаладочных работ сплит-систем при исполнении контракта.
Однако, Заказчиком установлены требования к месту и срокам монтажа и пусконаладочных работ. Описанием объекта закупки предусмотрены такие требования как: - "Монтаж товара включает в себя:
1. Установка кронштейнов для внешних блоков (кронштейн должен выдерживать массу и подходить по габаритным размерам внешнего блока, иметь заводскую окраску белого цвета);
2. Монтаж наружных блоков сплит-систем, включая все подключения;
3. Места размещения наружных блоков предоставляет Заказчик;
4. Бурение отверстий в стенах, перекрытиях с установкой гильз для прокладки коммуникаций;
5. Прокладка коммуникаций: труб медных (фреоновых) в теплоизоляции, труб дренажных, электрических кабелей в гофрированной трубе с учетом маркировки всех коммуникаций согласно требованиям нормативно-технических документов;
Прокладка коммуникаций по стенам осуществляется в пластиковых кабель-каналах, не нарушая эстетику внешнего вида помещения.
6. Монтаж внутренних блоков сплит-систем, включая все подключения;
7. Подключение дренажных труб от сплит-систем осуществляется
в хозяйственно-бытовую систему канализации;
8. Подключение производится от существующих электрических щитов
по согласованию с Заказчиком;
9. Полную заправку хладагентом;
10. Заделка отверстий, проделанных для прокладки коммуникаций.
11. Расходы, связанные с применение грузоподъемной техники, строительных вышек и привлечением персонала для выполнения верхолазных работ, входят в стоимость контракта.
Перед монтажом новых кондиционеров, поставщик должен произвести демонтаж старых".
Более того, Заказчиком представлены три коммерческих предложения, на основании которых Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта, в которых предложены цены систем кондиционирования с учетом демонтажа, монтажа и пусконаладочных работ.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии информации и сведений о необходимости монтажа и пусконаладочных работ не нашел своего подтверждения.
Заявителем также указывается на различие описания объекта закупки в документе, сформированном Заказчиком самостоятельно без использования ЕИС и в структурированном виде.
Частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии пояснено, что документ, сформированный Заказчиком самостоятельно без использования ЕИС лишь дополняет структурированный вид описания объекта закупки, а также пояснил при рассмотрении заявок, комиссией Заказчика будет оцениваться заявка в структурированном виде.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Заявитель к заседанию не подключился, явку представителя не обеспечил. Документов и сведений, однозначно свидетельствующих об ограничении конкуренции не представил, в том числе подтверждающих невозможность подачи заявки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил, Комиссия,
Решила:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 августа 2024 г. N 007/06/42-606/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024