рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРИНТ-К" (вх. N8005/ж от 25.07.2024 г.) (в ЕИС 25.07.2024) на действия заказчика при проведении закупки по извещению N 1011500002224000117 на предмет: Оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту оргтехники, заправке и восстановлению картриджей для ГАУЗ "АММБ",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 1011500002224000117 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 18.07.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 448 946,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об объединении в один лот разных по составу работ и услуг.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Согласно пункту 1 Общая информация Технического задания: "Наименование объекта закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту оргтехники, заправке и восстановлению картриджей для ГАУЗ "АММБ"".
В соответствии с п. 5 технического задания установлено, что Исполнитель обязуется своими силами оказывать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту оргтехники, заправке и восстановлению картриджей в соответствии с настоящим техническим заданием, с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности на территории Заказчика.
Согласно доводу жалобы заявителя, заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально не связанные услуги различные по своей природе, услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту оргтехники, заправке и восстановлению картриджей.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив материалы дела, устные и письменные пояснения сторон, пришла к следующему.
Согласно техническому заданию, установлено, что закупаемые услуги должны включать следующий перечень работ:
Техническое обслуживание оргтехники должно включать:
- диагностику;
- удаление поверхностного загрязнения;
- смазку движущихся деталей;
- удаление отработанного тонера;
- тестирование внутренним и внешним тестами.
Текущий ремонт оргтехники должен включать:
- тестирование внутренним и внешним тестами;
- разборку, сборку, замену неисправных или отработавших свой ресурс деталей и узлов. При этом стоимость необходимых деталей и узлов включается в стоимость выполнения работ;
- калибровку и юстировку деталей и узлов;
- тестирование оргтехники после ремонта;
- восстановление картриджей.
Работа по заправке картриджей для оргтехники должна включать:
- полную разборку картриджа;
- очистку всех элементов картриджа от пыли и остатков тонера;
- технологическую обработку всех деталей картриджа, подвергающихся износу (очистку сжатым воздухом, промывку, полировку специальными растворами и кремами, смазку соответствующих деталей);
- заправку картриджа новым тонером;
- регулировочные работы;
- сборку картриджа;
- замену чипа (при необходимости);
- тестирование заправленного картриджа.
Таким образом, установлено, что необходимые работы при оказании услуг функционально различны.
Заправка картриджа включает в себя очистку картриджа от отработки и заполнение опустошенного бункера новым материалом для печати, в объеме, соответствующем новому картриджу.
При этом, техническое обслуживание и ремонт картриждей включает в себя комплекс работ, направленных на выявление и профилактику неисправности картриджа, а также его ремонт.
Вместе с тем, следует отметить, что на рынке услуг могут быть участники:
- оказывающие услуги только по заправке картриджей для принтеров;
- оказывающие услуги только по ремонту и техническому обслуживанию оргтехники;
- оказывающие услуги как по ремонту оргтехники, так и по заправке картриджей.
Объединение в закупку двух различных услуг ограничивают конкуренцию, не позволяя участвовать в закупке участников рынка первой, второй и третьей категории.
Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Таким образом, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в закупке организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта, оказывающих услуги только в одном из направлений - ремонт либо техническое обслуживание, либо заправка картриджа.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на выполнение работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, может привести к отказу от участия в закупке заинтересованных лиц.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту и заправке картриджей.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправильном обосновании НМЦК.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании изложенного, учитывая, что проверка обоснования НМЦК в силу закона отнесена к компетенции органов финансового контроля, Татарстанским УФАС России принято решение о передаче материалов жалобы ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРИНТ-К" в части проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта на рассмотрение в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
3. Относительно довода заявителя о необоснованном предъявлении требований к качеству работ в техническом задании.
Согласно п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так, техническим заданием заказчика установлены следующие требования:
- Выполняемые работы должны соответствовать требованиям к качеству, устанавливаемым техническими регламентами, документами в области стандартизации, международными, государственными стандартами, применяемыми для работ такого рода. Однако, при предъявлении указанного требования заказчиком не обозначены конкретные регламенты и стандарты, которым должны соответствовать оказываемые услуги.
- Запасные части, агрегаты и расходные материалы, установленные Исполнителем должны быть новыми, неиспользованными, совместимы с указанными моделями оргтехники, а также должны соответствовать требованиям, предъявляемым производителем оргтехники. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное требование не может являться реализуемым в связи с тем, что производители оборудования Заказчика (принтеров) прекратили свою деятельность на территории Российской Федерации.
- По окончании ремонтных работ должно быть произведено тестирование отремонтированного оборудования. Результаты тестирования предоставляются Заказчику в виде соответствующих документов: результаты тестирования, тест печати до 100 листов, акт технического состояния. Однако, Заказчик не приводит обоснования необходимости теста печати в объеме именно в 100 листов, указанное требование является излишним.
- Заказчик вправе при приемке выполненных работ в присутствии представителя Исполнителя осуществить выборочное тестирование и направить его на независимую экспертизу (выбор организации для экспертизы осуществляется Заказчиком) с целью проверки качества. При таком отборе оргтехники составляется акт, который подписывается представителями Заказчика и Исполнителя. При этом все расходы несет Исполнитель. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, возлагая все расходы по экспертизе на Исполнителя, Заказчик злоупотребляет своим правом, так как проверка результатов оказанных работ осуществляется в интересах заказчика.
- Исполнитель обязан представить Заказчику данные о выбранных им материалах и оборудовании, получить его одобрение на их применение и использование. В случае, если Заказчик и отклонил использование материалов или оборудования из-за их несоответствия стандартам качества или ранее одобренным образцам, Исполнитель обязан за свой счет и своими силами произвести их замену. При этом, Заказчик, устанавливая требования о согласовании запасных частей, не обосновывая критерии их соответствия своим требованиям, являются неправомерными и излишними.
- Исполнитель обязан выполнить работы по восстановлению картриджей для оргтехники с качеством, соответствующим стандартам изготовителя оборудования. Однако, Заказчиком не указаны каким именно стандартам должны соответствовать выполненные работы.
Таким образом, Заказчик, устанавливая вышеперечисленные требования, возлагает на Исполнителя дополнительные условия при приемке работ, что является излишним и необоснованным со стороны заказчика.
Относительно установления требований в части обеспечения исполнителем непрерывной работы оборудования Заказчика, на весь срок проведения работ по восстановлению картриджей, Исполнитель предоставляет аналогичный(е) картридж(и), за счет сил и средств Исполнителя, а также Исполнитель обязан предъявить Заказчику все замененные в процессе выполнения работ запасные части (узлы и детали). При этом неисправные запасные части (узлы и детали) должны быть упакованы в оригинальную упаковку, оставшуюся от использованных в ходе ремонта соответствующих запасных частей (узлов и деталей). После предъявления Заказчику Исполнитель должен самостоятельно утилизировать неисправные запчасти (узлы и детали), установлено, что заказчик при установлении указанных требований руководствовался необходимостью поддержания непрерывной работы оргтехники, в виду того, что медицинская помощь в медицинском учреждении оказывается в непрерывном круглосуточном режиме.
Требование относительно упаковки запасных частей в оригинальную упаковку обусловлен целями контроля качества оказания услуг и добросовестности выполнения работ.
При этом, заявителем не представлено доказательств и невозможности соблюдения указанных требований в случае заключения контракта в рамках данной закупки.
Таким образом, довод заявителя признан частично обоснованным в части установления вышеуказанных требований: о соответствии работ требованиям к качеству, устанавливаемым техническими регламентами, документами в области стандартизации, международными, государственными стандартами, о совместимости запасных частей с указанными моделями оргтехники, а также должны соответствовать требованиям, предъявляемым производителем оргтехники, о возложении расходов по экспертизе на исполнителя, требования о согласовании запасных частей, о соответствии выполненных работ соответствующим стандартам изготовителя оборудования, тестирование отремонтированного оборудования в количестве 100 листов.
Следовательно, Заказчиком допущены нарушения требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРИНТ-К" (вх. N8005/ж от 25.07.2024 г.) (в ЕИС 25.07.2024) на действия заказчика при проведении закупки по извещению N 1011500002224000117 на предмет: Оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту оргтехники, заправке и восстановлению картриджей для ГАУЗ "АММБ" обоснованной по доводу 1 полностью, по доводу 3 жалобы - обоснованной частично.
2. Признать заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА" нарушившими требования статей 6, 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. В части проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта (2 довод жалобы заявителя) направить материалы жалобы на рассмотрение в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Г.Р. Курмаева |
|
А.Р. Албычакова |
Исп.: Курмаева Г.Р.8(843)293-10-89
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 1 августа 2024 г. N 016/06/33-1035/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024