Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС Жукова А.Г., заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: Блягоза Р.Х., начальника отдела контроля закупок; Керашевой С.М., главного специалиста-эксперта; Клюкиной Н.А., ведущего специалиста- эксперта, с участием представителей: Общества с ограниченной ответственностью "ОЛЬВИЯ" (далее - Заявитель; ООО "ОЛЬВИЯ") Потапова Р.В. (доверенность N001/220124 от 22.01.2024); Государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Центр безопасности дорожного движения Республики Адыгея" (далее - Заказчик) Читао А.А. (доверенность от 01.08.2024), рассмотрев жалобу ООО "ОЛЬВИЯ" на положения извещения о проведении электронного аукциона на 2 оказание услуг по модернизации аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации (извещение N0176200005524001348) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 26.07.2024 поступила жалоба Заявителя, согласно которой:
1) Заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе незаконно установлены требования к модернизации измерительных комплексов без учета положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N102- ФЗ);
2) Заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе незаконно установлены требования к модернизации измерительных комплексов без учета положений пункта 2 статьи 9 Закона N102-ФЗ и предполагающих несанкционированное вмешательство в работу комплексов без разрешения производителя и правообладателя программного обеспечения;
3) Модернизация комплексов не может ухудшать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки;
4) Заказчиком в документации об аукционе незаконно установлены требования о модернизации комплексов в комплексы с ограниченным типом измерения параметров транспортных средств по сравнению с предложенными ГОСТ, что влечет за собой необоснованное ограничение числа участников закупок.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить размещение закупки, выдать уполномоченному органу/государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства в форме внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке с аннулированием размещенной закупки. Заказчик 01.08.2024 (исх.N389) представил свои письменные возражения на жалобу и просил отказать в признании жалобы обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС
установила
следующее. Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.07.2024 размещено Извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 100 000,00 руб. 1.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об 3 осуществлении закупки. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством 4 Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Упомянутая в доводе Заявителя часть 1 статьи 9 Закона N102-ФЗ содержит следующее требование: "В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации". Объектом обжалуемой закупки являются услуги по модернизации аппаратно- программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации. По мнению Заявителя, исходя из понимания вышеуказанного положения Закона N102-ФЗ, возможность проведения модернизации комплексов предполагается исключительно производителем комплексов: "Таким образом, полагаем, что размещение закупки на проведение модернизации среди неограниченного круга лиц не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и нарушает права и законные интересы производителя комплексов "Арена" ООО "ОЛЬВИЯ", состоящие в законном ограничении доступа к производимому им оборудованию и программному обеспечению". Однако, Комиссия УФАС отмечает, что частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 5 Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В приложении к Извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" Заказчиком указаны Функциональные, технические характеристики эксплуатируемого Комплекса "Арена" (таблица N1) и Требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам модернизированных комплексов (таблица N2). По мнению Комиссии УФАС вышеуказанное "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Также Комиссия УФАС отмечает, что у Заказчика в рамках рассматриваемой закупки отсутствуют правовые основания для заключения контракта с единственным поставщиком. 2.
Во втором доводе жалобы Заявитель ссылается на часть 2 статьи 9 Закона N102-ФЗ, которая содержит следующее положение: "Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. Средства измерений должны иметь заводские, серийные номера или другие буквенно-цифровые обозначения, однозначно идентифицирующие каждый экземпляр средства измерений. Место, способ и форма нанесения номера или другого обозначения должны обеспечивать возможность прочтения и сохранность в процессе эксплуатации средства измерений". В своем возражении на данный довод жалобы Заказчик указывает следующее: "Взаимодействие участников закупки с производителем комплексов "Арена" в части согласования возможности и условий использования установленного в комплексах программного обеспечения не являются предметом контракта и должны осуществляться в рамках исполнения уже заключенного контракта с обязательным соблюдением требований действующего законодательства, Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе положений о защите интеллектуальной собственности, Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Комиссия УФАС пришла к выводу, что данный довод находится вне правового поля Закона о контрактной системе, следовательно, не подлежит рассмотрению 6 Комиссией Адыгейского УФАС России. Часть довода о нерелевантности данных для обоснования расчета начальной (максимальной) цены контракта Комиссией УФАС не рассматривается ввиду того, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта контролируется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. 3.
Третий довод жалобы Заявителя содержит утверждение, что Заказчик в процессе планируемой модернизации существенно ухудшит технические характеристики комплексов "Арена", в частности по показателю "Объем внутреннего архива, записей не менее". Однако, Комиссия УФАС отмечает, что таблица N1, отражающая характеристики эксплуатируемых комплексов, содержит значение данного показателя: 10 000, а таблица N2, отражающая характеристики модернизированного комплекса, содержит значение показателя: 100 000, что в 10 раз превышает значение рассматриваемого показателя комплекса до модернизации и, соответственно, не может являться ухудшающим значением показателя характеристики. Следовательно, данный довод также является необоснованным.
4. При рассмотрении довода жалобы о необоснованном ограничении участников закупки вследствие установления требований о модернизации комплексов в комплексы с ограниченным типом измерения параметров транспортных средств по сравнению с предложенными ГОСТ, Комиссия УФАС пришла к выводу о наличии противоречий между данным доводом и первым, а также о необоснованности данного довода по следующим причинам. Как
установила
Комиссия УФАС, в таблице N2 при описании характеристики "Тип измерения скорости" Заказчик указал значение: "безрадарный (по видеокадрам)". Заявитель в своей жалобе указал: "Установлением настоящего требования Заказчик ограничил конкуренцию, фактически не допуская к участию в закупке поставщиков, предлагающих иные описанные в п.п. 4.4 ГОСТ Р 57144-2016 способы модернизации комплексов, в частности, по принципу измерения параметров транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяются на типы:
- радиолокационные (Р);
- лазерные (Л);
- с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В);
- индуктивные (Инд);
- магнитные (М);
- пьезоэлектрические (П);
- хронометрические (Х);
- комбинированные (К);
- иные (И)". 7 Заказчик в своем возражении на жалобу отметил, что указание именно безрадарного (по видеокадрам) метода измерения скорости движения транспортных средств является выражением потребности Заказчика при формировании требований к модернизированным комплексам. Комиссия УФАС отмечает, что Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. Указанием на определенные показатели требуемого объекта закупки, Заказчик проинформировал потенциальных участников закупки о требованиях, играющих важную роль для Заказчика при исполнении обязательств по контракту. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности исполнить контракт в соответствии с потребностями Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок. Из части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе следует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом , при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон о контрактной системе направлен на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд в целом, а значит основной задачей законодательства РФ о контрактной системе является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию 8 (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг доя обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур х арактеристики объекта закупки , 9 пре дусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, ук азываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки , приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе также определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, до лжно содержать показатели , позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Как
установила
Комиссия УФАС, Заказчик в Извещении об осуществлении закупки при описании объекта закупки указал следующее: "Наименование товара, работы, услуги: Оказание услуг по модернизации аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации Идентификатор: 156527014 Код позиции: 33.12.29.900 Заказчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ" Количество (объем работы, услуги): 9 Единица измерения: Штука Цена за единицу: 1810000,00.
Стоимость позиции: 16290000.00".
При этом графы "Наименование характеристики", "Значение характеристики", "Единица измерения характеристики" Заказчиком не заполнены. Вместе с тем, приложение к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" содержит таблицу N2 "Требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам модернизированного комплекса" с перечнем характеристик ("Наименование показателя, ед. изм. показателя") и значениями данных характеристик ("Описание, значение").
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, во исполнение требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил использования КТРУ, Заказчику надлежало отразить в электронном извещении наименования и значения характеристик получаемых в результате модернизации комплексов в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименований характеристик, значений характеристик, единиц измерения характеристик, а также инструкцию по заполнению характеристик в заявке, что в настоящем случае не осуществлено. 10 Важно понимать, что требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливают исключений для объектов закупки с типом "услуга". Кроме того, правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, надо применять и к товарам, поставляемым при выполнении работ, оказании услуг, если заказчик будет принимать их к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОЛЬВИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать должностному лицу Адыгейского УФАС России материалы дела N001/06/49-429/2024 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по выявленным признакам административного правонарушения. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Жуков
Члены Комиссии: Р.Х. Блягоз С.М. Керашева 11 Н.А. Клюкина
2024-2586
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 5 августа 2024 г. N 001/06/49-429/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024