Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - Жукова А.Г., заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: Блягоза Р.Х., начальника отдела контроля закупок; Клюкиной Н.А., ведущего специалиста-эксперта, с участием представителей: Общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС" (далее - Заявитель; ООО "ТДЮС") Фокиной Ю.В. (доверенность Nб/н от 01.08.2024), Заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Служба эксплуатации административных зданий и автотранспорта" (далее - Заказчик) ККнязева Я.В. (доверенность N328 от 02.08.2024), Дауровой М.Я. (доверенность N327 от 2 02.08.2024), рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения электронного аукциона на монтаж системы видеоконференцсвязи с проведением специальной проверки оборудования (извещение N0176200005524001368) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 29.07.2024 поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что в Описании объекта закупки (далее - ООЗ) Заказчик указал конкретный товарный знак производителя - Vinteo, что создает преимущественные условия такому участнику торгов, устраняет конкуренцию и необоснованно ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС
установила
следующее. Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 22.07.2024 размещено извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 131 100,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в ООЗ указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: 3 а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Комиссией УФАС установлено, что в приложении к Извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" в Таблице N1 "Наименование технического оборудования, качественные и количественные характеристики" Заказчик при описании пункта 4 указал: "Поставка системы видеоконференций Vinteo ГТ2-4К- 1 шт.", а при описании пункта 12: "Vinteo"700-IP-35-4K(NDI) -1шт.", то есть указана конкретная система конкретного производителя Vinteo, при этом не выполнены условия пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допускающие использование указания на товарный знак при описании объекта закупки. В этой связи Комиссия УФАС признает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а жалобу Заявителя обоснованной. Однако, как пояснил представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС, описание объекта рассматриваемой закупки составлено с учетом того, что монтируемая система конфиденциальной видео-конференц-связи (далее - КВС), расположенная в административном здании Главы Республики Адыгея, Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, будет использоваться для совещаний с участием различного уровня органов власти Российской Федерации и совмещаться с системой КВС Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России), использующей платформу Vinteo.
Описание данного конкретного типа оборудования в ООЗ обусловлено "Типовыми исходными данными для организации абонентской конфиденциальной видеосвязи органов государственной власти Российской Федерации" (с грифом "Для служебного пользования") (далее - Исходные данные).
В соответствии с указанным документом наименования и характеристики технического оборудования и программного обеспечения согласовываются на этапе проектирования. Размещение Исходных данных в составе Извещения для обоснования использования товарных знаков не представлялось возможным в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 4 года N1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности". Однако, по мнению Комиссии УФАС, данное объяснение лишь косвенно подтверждает обоснованность указания товарного знака Заказчиком при описании объекта обжалуемой закупки. Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанием на определенные показатели требуемого объекта закупки, Заказчик проинформировал потенциальных участников закупки о требованиях, играющих важную роль для Заказчика при исполнении обязательств по контракту. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности исполнить контракт в соответствии с потребностями Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС
установила
следующее. Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно также содержать информацию о количестве, единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
На основании части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования КТРУ (далее - Правила). Пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять 5 информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур х арактеристики объекта закупки , пре дусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, ук азываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки , приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе также определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, до лжно содержать показатели , позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Как
установила
Комиссия УФАС, Заказчик в Извещении об осуществлении закупки при описании объекта закупки указал следующее: "Наименование товара, работы, услуги: Монтаж системы видеоконференцсвязи с проведением специальной проверки оборудования. Идентификатор: 156698368 Код позиции: 62.09.10.000 Тип позиции: Услуга Единица измерения: Условная единица Цена за единицу: 2131100.00. 6 Заказчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ И АВТОТРАНСПОРТА" Количество (объем работы, услуги): 1 Стоимость позиции: 2131100.00".
При этом графы "Наименование характеристики", "Значение характеристики", "Единица измерения характеристики" в Описании объекта закупки отсутствуют. Вместе с тем, приложение к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" содержит таблицу N1 "Наименование технического оборудования, качественные и количественные характеристики" с перечнем оборудования и характеристиками к нему.
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, во исполнение требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил использования КТРУ, Заказчику надлежало отразить в электронном извещении наименования и характеристики необходимых для монтажа видов оборудования в разделах "Наименование товара, работы, услуги" и "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименований единиц оборудования, наименований характеристик, значений характеристик, единиц измерения характеристик, а также инструкцию по заполнению характеристик в заявке, что в настоящем случае не осуществлено. Комиссия УФАС отмечает, что требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливают исключений для объектов закупки с типом " у слуга " . Кроме того, правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, надо применять и к товарам, поставляемым при выполнении работ, оказании услуг, если заказчик будет принимать их к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402- ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки. Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия УФАС 7
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТДЮС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
4. Передать должностному лицу Адыгейского УФАС России материалы дела N001/06/49-432/2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по выявленным признакам административного правонарушения. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Жуков
Члены Комиссии: Р.Х. Блягоз Н.А. Клюкина
2024-2593
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 5 августа 2024 г. N 001/06/49-432/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024