Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель Председателя Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в дистанционном режиме рассмотрения обращения представителя ответчика: Куркина С А . (доверенность Nб/н от 30.07.2024); в отсутствие представителя муниципального заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, месте рассмотрения обращения, в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 01.03.2022 N 13) функций по рассмотрению вопросов о включении информации niiiiiiiiiii mi! mm 2 об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N2 "Сказка" г. Демидова Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Индивидуальном предпринимателе Далалояне Варде Никаловиче (далее также Исполнитель, Ответчик) в связи с признанием его уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Выполнение работ: по благоустройству территории МБДОУ детский сад N2 "Сказка" г. Демидова (устройство покрытий тротуаров из брусчатки и асфальтобетонных дорог)" (извещение N 0163300043824000060),
УСТАНОВИЛА:
26.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, обратился в Смоленское УФАС России о включении информации об Ответчике в Реестр в связи с признанием его уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Выполнение работ: по благоустройству территории МБДОУ детский сад N2 "Сказка" г. Демидова (устройство покрытий тротуаров из брусчатки и асфальтобетонных дорог)" (извещение N 0163300043824000060).
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 12.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0163300043824000060 о проведении запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 4 786 475,06 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЗК1 от 22.07.2023 на участие в закупке заявки подали 3 (три) участника, ценовые предложения которых составили:
- участник закупки с идентификационным номером 35 - 4 070 000,00 руб. (снижение составило 14,97%);
- участник закупки с идентификационным номером 18 - 4 499 000,00 руб.;
- участник закупки с идентификационным номером 220 - 4 546 475,06 руб. Все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям Извещения, участник с идентификационным номером 35 (ИП Далалоян В.Н.) был признан победителем и получил право подписать контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 3 статьи 43 Закона.
Согласно части 6 статьи 50 Закона заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 данной части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 данной части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3 пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона, не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 данной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом (за исключением случаев, предусмотренных Законом). При этом такой участник закупки (пункт 1):
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона (пункт 3).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, 4 информации и документов в соответствии с частью 3 данной статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 данной статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные данным пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 данной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно части 6 статьи 51 Закона в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3данной статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 данной статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, 5 предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 данной части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. Комиссией установлено, что 23.07.2024 в 13:06 Заказчик разместил на сайте единой информационной системы в сфере закупок проект контракта для его подписания победителем запроса котировок в электронной форме. Регламентированный срок для подписания проекта контракта Ответчиком - 24.07.2024 в 23:59. 25.07.2024 от электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" поступил документ "уведомление об уклонении победителя от заключения контракта". В связи с неподписанием Ответчиком в установленный срок проекта контракта 26.07.2024 Заказчиком был составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам данной электронной процедуры. На заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил, что у него отсутствовало реальное намерение уклониться от заключения контракта, часть материалов уже закуплена и доставлена на объект. Неподписание контракта в установленный срок было связано с поломкой компьютерного оборудования, на котором установлена электронная цифровая подпись. Ответчик оперативно обратился в сервисный центр, оборудование отремонтировали 25.07.2024, однако функция подписания контракта была заблокирована. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной данной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. 6 Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами.
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения. При этом добросовестность юридического лица должна определяться исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Участие в закупках для потенциальных участников является делом добровольным, вместе с тем, налагающим на него определенную ответственность, в том числе ответственность за недобросовестные действия, в частности, в виде включения 7 информации о таких лицах, уклонившихся от подписания контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, Комиссия также отмечает, что при этом термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить государственный контракт. Проанализировав представленную информацию и документы, Комиссия не усматривает достаточных оснований для включения в Реестр информации об Индивидуальном предпринимателе Далалояне В.Н. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 13 Правил, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Информацию об Индивидуальном предпринимателе Далалояне Варде Никаловиче, представленную Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N2 "Сказка" г. Демидова Смоленской области в связи с признанием его уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Выполнение работ: по благоустройству территории МБДОУ детский сад N2 "Сказка" г. Демидова (устройство покрытий тротуаров из брусчатки и асфальтобетонных дорог)" (извещение N 0163300043824000060) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
2024-3421
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 2 августа 2024 г. N ВШ/3181/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024