Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при дистанционном участии в рассмотрении обращения представителей:
- заказчика: Трушкиной Н В . (доверенность N б/н от 05.08.2024);
- ответчика: Турбенева Д.С. (доверенность N б/н от 01.07.2024); в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными 2 постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об Обществе с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" (далее - Ответчик, Общество, поставщик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка запасных частей и расходных материалов для принтеров и МФУ" (извещение N 0163100004124000036),
УСТАНОВИЛА:
30.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об ООО "СИНТЕЗ" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме: "Поставка запасных частей и расходных материалов для принтеров и МФУ" (извещение N 0163100004124000036).
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 25.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N 0163100004124000036 о проведении аукциона в электронной форме: "Поставка запасных частей и расходных материалов для принтеров и МФУ". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 162 950,20 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 06.05.2024 NЦПА1 на участие в электронном аукционе заявки подали 6 (шесть) участников закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером заявки 168 - 1 741 852,50 руб. (снижение 44,93 %);
- участником с идентификационным номером заявки 32 - 1 757 667,25 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 94 - 1 992 658,65 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 198 - 2 546 174,92 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 117 - 2 700 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 27 - 3 162 950,20 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.05.2024 NИЭА1 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требования извещения и участник закупки с идентификационным номером 168 (ООО "СИНТЕЗ") получил право заключить контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 данной части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 данной части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 данной части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных данным пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 данной статьи. 20.05.2024 между Заказчиком и ООО "СИНТЕЗ" был заключен контракт N 01631000041240000360001 на поставку запасных частей и расходных материалов для 3 принтеров и МФУ (далее - контракт) на сумму 1 972 359,39 руб.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется поставить запасные части и расходные материалы для принтеров и МФУ (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. 4 В соответствии с пунктом 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составляет 1 972 359,39 руб.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: 214040, г. Смоленск, проспект Гагарина, д.23-в (далее - место доставки), в срок: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта в часы работы Заказчика ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с понедельника по четверг с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, в пятницу с 09 часов 00 минут до 16 часов 00 минут (время московское). Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом, спецификацией.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.07.2024.
Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона.
Как указано выше, 20.05.2024 между Заказчиком и ООО "СИНТЕЗ" был заключен контракт N 01631000041240000360001; срок поставки товара с 20.05.2024 до 19.06.2024 включительно. 04.09.2023 между Ответчиком и ООО "СТК" заключен договор хранения (складского обслуживания) N 05/23, расположенного по адресу:
г. Москва, ул. Мартеновская, д. 38. 20.05.2024 Ответчиком заключен договор с ООО "ПАРТНЕР" на поставку товара, являющегося предметом контракта, на сумму 1 817 150,00 руб., оплата по договору произведена, что подтверждается платежным поручением N 67 от 20.05.2024.
В рамках данного договора поставка товара производится в два этапа - до 25.05.2024 и до 02.06.2024.
Первая партия товара была получена ООО "СИНТЕЗ" 23.05.2024. 24.05.2024 Общество, в соответствии с вышеуказанным договором хранения, передало на хранение полученную часть товара, согласно акту приема - передачи по спецификации. 30.05.2024 на складе хранения товара произошел пожар, что подтверждается справкой Управления по Восточному административному округу 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы (3 РОНПР Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве) исх. N ГУ-ИСХ-61525 от 20.05.2024, выписками из средств массовой информации. 31.05.2024 ООО "СИНТЕЗ" направило в адрес Заказчика письмо (исх. N б/н) о невозможности поставки товара, в связи с пожаром, произошедшим на складе хранения товара. 31.05.2024 Обществом в адрес ООО "ПАРТНЕР" было направлено письмо (исх. N 19) о возможности оформления новой поставки товара (аналогичной утраченной в пожаре).
Также 31.05.2024 Ответчиком были направлены запросы в иные организации о предоставлении коммерческих предложений с указанием цен и сроков поставки товаров. 03.06.2024 в адрес Общества на указанные запросы поступили ответы о 5 невозможности/возможности поставки требуемого товара, но не ранее, чем через 3 месяца. 02.06.2024 Ответчику была получена вторая часть товара, которая поставлена в адрес Заказчика 05.06.2024, что подтверждается счет - фактурой N 8 от 04.06.2024. 13.06.2024 Заказчиком в адрес Ответчика направлено письмо (исх. N 31-23/32842), в котором указывалось о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих утрату товара при пожаре. 02.07.2024 Заказчиком в адрес Ответчика направлено письмо (исх. N 31-23/36354), в котором указывалось о необходимости поставки товара в кратчайшие сроки. Однако товар поставлен не был. В связи с ненадлежащим исполнением Ответчиком обязательств по контракту 15.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 15.07.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 26.07.2024.
Согласно пояснения представителя Ответчика, поставить весь объем товара не представилось возможным, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств - пожар на складе, который привел к утрате части товара. После пожара оперативно закупить утраченный товар не представилось возможным, ввиду отсутствия комплектующих для него, о чем Заказчик был уведомлен. Частично товар был поставлен и оплачен Заказчиком. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной данной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с 6 существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком 7 (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия Управления, проанализировав изложенные выше обстоятельства, отмечает следующее. Установлено, что ООО "СИНТЕЗ" велась подготовка к исполнению контракта; был закуплен товар; часть которого была утрачена в следствие пожара, в дальнейшем Общество предпринимало меры для исполнения контракта. 8 При таких обстоятельствах, у Комиссии Управления отсутствуют достаточные основания полагать, что Ответчик при исполнении своих обязательств по контракту действовал недобросовестно, в связи с чем, оснований для включения информации об ООО "СИНТЕЗ" в Реестр не имеется. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Управлением Федеральном налоговой службы по Смоленской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 20.05.2024 N 01631000041240000360001, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка запасных частей и расходных материалов для принтеров и МФУ" (извещение N 0163100004124000036), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
2024-3503
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 6 августа 2024 г. N ВШ/3252/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024