Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" МЗ КК - Требухова Д.О. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" - Бакланова С.А., в отсутствие представителей ИП Данилова В.А., рассмотрев жалобу ИП Данилова В.А. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" МЗ КК, Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (загрузочные блоки )" (извещение N0818500000824005288) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлено требование о совместимости закупаемого товара, ограничивающее количество потенциальных участников закупки.
Представителем Заказчика, Уполномоченного учреждения предоставлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (загрузочные блоки )" (извещение N0818500000824005288).
Заказчик - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 668 519,92 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются
-функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 1-4 требуются к поставке следующие товары с указанием характеристики совместимости :
- Загрузочный блок для степлера хирургического, одноразового использования (ОКПД 2/КТРУ 32.50.13.190/32.50.13.190-00008383) , дополнительная характеристика: "Совместимость с аппаратом сшивающим Volkmann 1847-VLC-B80-B".
Заявитель указывает, что "Описание объекта закупки" по позиции 1-4 содержит параметры, необоснованно ограничивающие количество участников закупки в части установления показателя совместимости к закупаемым изделиям с Volkmann 1847-VLC-B80-B, поскольку на рынке присутствует продукция иных производителей, полностью соответствующая требованиям заказчика: Covidien и Johnson and Johnson.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с письмом Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090 : "В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются."
Ввиду отсутствия в разделе "Описание товара, работы, услуги" КТРУ информации о характеристиках товара, работы, услуги, Заказчик сформировал извещение о проведении аукциона в электронной форме с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 Правил, а также правил, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Кроме того, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
Согласно извещению по поз. 1-4 описания объекта закупки заказчиком приобретаются загрузочные блоки для хирургического степлера с различными техническими характеристиками (высота скоб после прошивания, высота скоб до прошивания, длина шва и т.д.), которые должны быть совместимы с уже находящимся в его эксплуатации медицинским оборудованием - сшивающим аппаратом марки "Volkmann 1847-VLC-B80-B".
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 01.04.2022 N 552 возможно применение мед. изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве мед. изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным мед. изделием.
Представитель Уполномоченного учреждения указал, что в инструкции по эксплуатации аппарата сшивающего "Volkmann 1847- VLSC100B-B" производитель установил требования к техническим характеристикам кассет (высота скоб после прошивания, высота скоб до прошивания, длина шва и т.д.) без каких-либо ограничений по использованию продукции других производителей.
Кроме того, Заказчик пояснил, что кассеты, подходящие к оборудованию Заказчика, исключают риск возникновения механической и функциональной несовместимости, которые могут привести к некачественному формированию анастомаза и/или невозможности проведения манипуляций в виду несовместимости аппаратов сшивающих Volkmann, имеющихся у Заказчика.
Указание заказчиком торговой марки сшивающего аппарата не означает поставку только кассет именно этого производителя. Однако это обусловлено необходимостью исключения поставки кассет несовместимых с оборудованием Заказчика.
Таким образом, установленная Заказчиком характеристика по закупаемому товару обеспечивает совместимость кассет и, следовательно, безопасное использование самого медицинского изделия - аппарата сшивающего "Volkmann 1847-VLSC100B-B".
Согласно предоставленным пояснениям закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
Заказчиком предоставлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, соответствующие Описанию объекта закупки:
1) ООО"Фолькман МедицинТехникГмбх", Германия (РУ NРЗН 2020/11148 от 24.08.2021 года);
2) ООО "БОЗОН", производитель - "Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд", Китай (РУ NРЗН 2013/9530 от 21.03.2022 года);
3) ООО "Джонсон&Джонсон", производитель - "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си",США (РУ - NФСЗ 2011/08985);
4) ООО "Медтроник", производитель - "Ковидиен ЛЛС", США (РУ NРЗН 2020/9617);
5) ООО "Медтроник", производитель - "Ковидиен ЛЛС", США (РУ NРЗН 2020/9563);
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доказательств и документов, подтверждающих, что указание Заказчиком при составлении описания объекта закупки характеристик, соответствующих потребности заказчика, повлекли каким-либо образом ограничение конкуренции и ущемили права и законные интересы Заявителя или иных лиц.
Запрос на разъяснение положений извещения о проведении закупки ИП Данилов В.А не подавал.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Данилова В.А необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0818500000824005288).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 августа 2024 г. N 717/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024