Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Горобец К.А. по результатам проведения закупки на основании ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе: "Матрац" (извещение: N 0318100047924000119),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Горобец К.А. (далее - Подрядчик) по результатам проведения закупки на основании ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе: "Матрац" (извещение: N 0318100047924000119).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 N ИЗТ1 ИП Горобец К.А. признан победителем закупки.
03.06.2024 между ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" и ИП Горобец К.А. заключен контракт на сумму 1 881 000,00 рублей.
18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- Участник закупки: Индивидуальный предприниматель ГОРОБЕЦ КРЕСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА;
- Юридический адрес: 350042, г. Краснодар, ул. Клиническая, д. 21, кв. 9;
- ИНН: 231003980097.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" проведена закупка на основании ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе: "Матрац" (извещение: N 0318100047924000119).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 944 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 N ИЗТ1 ИП Горобец К.А. признан победителем закупки.
03.06.2024 между ФГБОУ "ВДЦ "Орлёнок" и ИП Горобец К.А. заключен контракт на сумму 1 881 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить матрацы (далее - Товар), указанные в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставка Товара предусмотрена в течение 20 календарных дней с даты заключения настоящего контракта (п.6.1 Контракта).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Горобец К.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Всероссийский детский центр "Орлёнок" в связи с неисполнением обязательств по контракту от 03 июня 2024 года N 362 на поставку матрацев, заключенного с индивидуальным предпринимателем Горобец Крестиной Александровной, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктами 7.1.5., 10.1., 10.4. контракта, принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (п.10.4 Контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям ИП Горобец К.А., 28.05.2024 Заказчиком размещена закупка N 031810004792400119 и в адрес ИП Горобец К.А., направлено уведомление об отобранном предложении для заказчика.
29.05.2024 на электронной площадке Сбербанк-АСТ был размещен протокол подведения итогов, из которого следовало что ИП Горобец К.А. является победителем Закупки. При этом две заявки других Поставщиков были отклонены ввиду несоответствия представленных документов.
Согласно ст. 93 ч. 12 Закона о контрактной системе размещая предварительное предложение участник закупки не в праве отказаться от заключения контракта.
В связи с чем, между ИП Горобец К.А. ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" заключен контракт на поставку товара N 362 от 03.06.2024.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить матрацы (далее - Товар), указанные в Спецификации, а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 6.1. Контракта поставка Товара предусмотрена в течение 20 календарных дней с даты заключения Контракта. Таким образом поставка товара Поставщиком должна быть осуществлена в срок до 24.06.2024 г.
24.06.2024 г. Поставщиком в срок предусмотренный п.6.1. Контракта осуществлена поставка товара в адрес Заказчика, вместе с Товаром Поставщиком переданы Заказчику документы, предусмотренные п.2.2. Контракта.
Представителем заказчика после проверки товара и сопроводительной документации, на соответствие спецификации контракта, одобрена выгрузка товара в склад Заказчика. Замечаний и претензий Заказчиком не предъявлено.
В ЕИС в адрес Поставщика поступил мотивированный отказ от приемки (Акт N362/1 от 01.07.2024 г.), причиной отказа послужило отсутствие маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, согласно ТР ТС 025/2012.
Поставщик в связи с замечаниями Заказчика к маркировке товара, обратился к производителю товара ООО "Шелковая нить" для дачи пояснений по сложившейся ситуации.
От производителя товара поступил ответ о том, что замечания Заказчика не относятся к качеству товара и не влияют на его потребительские свойства, а также во избежание конфликтных ситуаций предложил перемаркировать товар согласно замечаниям Заказчика.
Таким образом, Поставщиком устранены замечания Заказчика и 03.07.2024 г. Товар согласно спецификации, поставлен в адрес Заказчика.
09.07.2024 г. в адрес Поставщика по средствам ЕИС снова поступил мотивированный отказ Заказчика от приемки (Акт N 362/2 от 09.07.2024 г.), причиной такого отказа послужило отсутствие на маркировке обозначения стандарта в соответствии с п. 5.4.1.1. ГОСТ 19917-2014 и габариты изделия не соответствуют маркировке и паспорту изделия (указанные замечания ранее Заказчиком не предъявлены Поставщику). Также в акте N362/2 от 09.07.2024 г. указана дата поставки товара, не соответствующая фактической, поставка товара в адрес Заказчика осуществлена Поставщиком 03.07.2024.
Поставщиком повторно устранены замечания и 12.07.2024 г. осуществлена поставка товара соответствующего условиям контракта. Далее от Заказчика в очередной раз поступил мотивированный отказ от приемки (Акт N362/3 от 18.07.2024) по причине отсутствия на маркировке сведения о декларации соответствия, что по мнению Заказчика является нарушением ст. 4 правил обращения на рынке ТР ТС 025-2012.
При этом, ранее в предыдущих актах мотивированного отказа от приемки у Заказчика не было претензий относительно отсутствия такого реквизита в маркировке товара и в отношении габаритов товара замечания отсутствовали.
Поставщиком вместе с товаром и остальной документацией направлена декларации о соответствии (регистрационный номер ЕАЭС NRU Д- RU.РА02.В.27049/24 дата регистрации 26.02.2024, действительна по 27.11.2028 включительно), подтверждающая соответствие товара требованиям технического регламента таможенного союза о безопасности продукции утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 32 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (вместе с "ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции") (далее - ТР ТС 025-2012). Указанная декларация принята на основании протокола испытаний 2023 года, выданного Испытательным центром ООО "Испытательный Центр Вектор", что подтверждает надлежащее качество поставленного товара и его соответствие ГОСТ 19917-2014 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия".
Согласно п. 5.3. ст. 2 ТР ТС 025/2012 Идентификацию мебельной продукции, на которую распространяется действие настоящего технического регламента, осуществляют путем сравнения наименования и назначения изделия мебели, указанного изготовителем в маркировке (этикетке, ярлыке), с наименованием и обозначением, указанным в сертификате соответствия или в декларации о соответствии и, при необходимости, в техническом описании изделия.
Этикетка переданного Поставщиком Товара, содержит вышеуказанную информацию, позволяющую определить соответствие товара представленной декларации о соответствии.
Также, п. 7.2. ст. 5 ТР ТС 025-2012 содержит исчерпывающий перечень информации, содержащейся в маркировке, и сведений о декларации соответствия истребуемых Заказчиком, указанный перечень не содержит.
Так из п. 7.2. ст. 5 ТР ТС 025-2012 маркировка должна быть четкой и содержать:
- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
- товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
- наименование страны изготовителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
- дату изготовления;
- гарантийный срок;
- срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Вышеуказанная информация в полном объеме была представлена на этикетке поставленного товара Заказчику.
Несмотря на отсутствие существенных недостатков товара, 18.07.2024 г. Заказчиком по средствам ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 02/03- 13/3824.
При этом пунктом 2.14. Контракта предусмотрено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику доку мет о приемке в порядке, предусмотренном Контрактом.
В соответствии с п. 2.17. Контракта при обнаружении несоответствия качества, комплектности (Товар, у которого отсутствуют принадлежности и документы, которые должны иметься в соответствии с условиями Контракта, инструкциями, требованиями эксплуатации), маркировки поставленного 1'овара требованиям стандартов, технических условий, Контракту либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество Товара, Заказчик приостанавливает дальнейшую приемку Товара и составляет двухсторонний акт, в котором указывает количество осмотренного Товара и характер выявленных дефектов.
Заказчиком же в нарушение указанного условия Контракта, акты составлены односторонние, а обращения Поставщика к Заказчику с просьбой провести приемку товара в присутствии представителя Поставщика игнорировались. Кроме того, в нарушение п. 2.23. Контракта Заказчиком не проводилась экспертиза поставленного Товара.
Поставщик на Комиссии пояснил, что замечания Заказчика не соответствуют заключенному Контракту и техническому регламенту (ТР ТС 025/2012), на 29.07.2024 зафиксированы односторонним актом Заказчика, указанные замечания могли появится в следствии некачественной приемки товара.
Кроме того, замечания предъявлены не в отношении существенных условий Контракта и не относятся к качеству поставленного товара и его потребительским свойствам.
Доказательства несоответствия поставляемого товара требованиям извещения закупки, в материалы дела Заказчиком не представлены.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ИП Горобец К.А. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ ВДЦ "Орленок" в отношении ИП Горобец Е.А. (350042, г. Краснодар, ул. Клиническая, д. 21, кв. 9; ИНН: 231003980097), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 августа 2024 г. N РНП-23-577/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024