Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные администрацией Джубгского г/п Туапсинского района, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Магомедова Р.Т. по результатам проведения электронного аукциона: "Бетонирование дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района" (извещение: N 0118300003224000100),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Джубгского г/п Туапсинского района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Магомедова Р.Т. (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Бетонирование дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района" (извещение: N 0118300003224000100).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 N ИЭА1 ИП Магомедов Р.Т.признан победителем закупки.
03.05.2024 между администрацией Джубгского г/п Туапсинского района и ИП Магомедовым Р.Т. заключен контракт на сумму 8 100 050,32 рублей.
16.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- Участник закупки: Индивидуальный предприниматель МАГОМЕДОВ РАСУЛ ТАЙГИБОВИЧ;
- Юридический адрес: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Чехова д.25;
- ИНН: 230113147129.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Джубгского г/п Туапсинского района проведена закупка: "Бетонирование дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района" (извещение: N 0118300003224000100).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 473 743,20 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 N ИЭА1 ИП Магомедов Р.Т.признан победителем закупки.
03.05.2024 между администрацией Джубгского г/п Туапсинского района и ИП Магомедовым Р.Т. заключен контракт на сумму 8 100 050,32 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по Бетонированию дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района (далее - работы) в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, (являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта) и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом, за счет средств бюджета Джубгского городского поселения Туапсинского района, согласно муниципальной программе: "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Джубгского городского поселения Туапсинского района" на 2024 год от 30 ноября 2023 г. N 938.
В соответствии с п.1.2 Контракта результатом выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, является Бетонированию дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района, в объеме согласно приложениям N 1 - N 5, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Общие сроки выполнения Работ по настоящему контракту: выполнение работ на объекте осуществляется с даты заключения контракта в течение 60 календарных дней в соответствии календарным графиком выполнения работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (п.3.1 Контракта).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Магомедова Р.Т. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно пп. 3.1 п. 3 Общие сроки выполнения сабот по настоящему контракту: Выполнение работ на объекте осуществляется с даты заключения контракта в течение 60 календарных дней в соответствии календарным графиком выполнения работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта; пп. 3.2. п. 3 Выполнение работ осуществляется Подрядчиком по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, территория Джубгского городского поселения. Участок N 1: Бетонирование дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района, согласно Приложению N 5 "Карта схема" к Контракту.
Однако с момента заключения Контракта к работам Подрядчик не приступил, свои обязанности не осуществил, тем самым нарушил пп.3.2 п.3 Контракта.
Письмом Заказчик от 27.06.2024 г. N 1576/14 по электронной почте: rasul_mgm@mail.ru 27.06.2024 г. в 16:04 было направлено уведомление о том, чтобы подрядчик сообщил о конкретных сроках начала выполнения работ.
Также Заказчиком направлено в адрес Индивидуального предпринимателя предостережение от уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения работ по контракту.
Письмом Заказчик от 03.07.2024 г. N 1609/14 по электронной почте: rasul_mgm@mail.ru 03.07.2024 г. в 14:40 было направлено уведомление о принятии решения о начислении пени согласно пп. 6.6. п. 6 муниципального Контракта.
По состоянию на 16.07.2024 г. обязательства, предусмотренные пп. 1.1 п.1 Контракта Подрядчиком не исполнены.
Согласно п.12.3. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (п.12.4 Контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям ИП Магомедова Р.Т. в ходе подготовки к исполнению Контракта и осмотра дорог в мкр. Южный, пгт. Джубга, Туапсинского района было установлено следующее:
1. Локальным-сметным расчетом предусмотрено "Устройство цементобетонных покрытий однослойных средствами малой механизации, толщина слоя 25 см", однако в ЛСР материал применен из расчета 5 см толщины слоя.
В ходе осмотра дороги установлено, что она относится к категории дорог с низкой интенсивностью движения.
Согласно требованиям, предъявляемым к дорожным покрытиям ВСН 139-80 Толщину бетонных покрытий дорог I-III категорий следует назначать по расчету с учетом опыта эксплуатации дорог, но не менее приведенной в табл.2. не менее 18 см. Согласно СП 243.1326000.2015 толщину бетонных покрытий следует назначать по расчету с учетом материалов основания, но не менее 14 см.
При выполнении данного покрытия из расчета 5 см., прочность конструкции низкая, выполнение работ не будет отвечать действующим строительным нормам и правилам, а результат работ не будет соответствовать целям и задачам Контракта, то есть результат работ будет непригоден и не принят Заказчиком.
Подрядчиком был составлен локально-сметный расчет, в котором, были предусмотрены "Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ) для дорожных и аэродромных покрытий и оснований, класс В20 (М250)" из расчета 25 см, разница от контрактной сметы в объеме бетона составила 1403,945 м3.
Таким образом, ИП Магомедов Р.Т. установил, что в ЛСР требуется внести изменения и учесть "Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ) для дорожных и аэродромных покрытий и оснований, класс В20 (М250)" в количестве 1403,945 м3, общей стоимостью более 8 717 222,31 руб.
2. В ЛСР предусмотрено использование материала "Сетка сварная из арматурной проволоки без покрытия, диаметр проволоки 4,0 мм, размер ячейки 150х150 мм".
Также при строительстве дорог толщиной 14 см и более необходима двухслойная сетка, иначе возможно образование трещин, что грозит качеству и годности результата работ.
При этом, ИП Магомедов Р.Т. установил, что Заказчиком в рамках исполнения контракта не предоставлен расчет по прочности, деформациям, образованию и раскрытию трещин на основе метода конечных элементов: должны быть проверены условия прочности и трещиностойкости для всех конечных элементов, составляющих конструкцию.
3. На участках дорог имеются неровности, перепад высот достигает до 20 см (срезанный асфальт, "ступеньки"). Такие участки дороги требуется привести в нормативное состояние до выполнения работ по бетонированию дорог.
В Контракте предусмотрено бетонирование дорог исключительно с гравийным основанием (раздел сметы "Исправление профиля оснований: гравийных без добавления нового материала").
Однако дорога имеет только частично гравийное основание, а на части дороги уложено асфальтобетонное покрытие (требуется выполнить демонтаж асфальтобетонного покрытия объем более 300 м3), часть дороги имеет щебеночное покрытие, работы на котором также не предусмотрены Контрактом.
4. На объекте дороги, в части её сужения, расположены зеленые насаждения (кустарники, растения). Требуется снятие плодородного слоя более 10 м3, корчевание более 50 кустарников и растений.
Кроме того, в смете предусмотрены следующие работы, в том числе при помощи:
Бульдозеров, мощность 79 кВт (108 л.с.)
Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт (135 л.с.)
Погрузчики, грузоподъемность 5 т
Катки самоходные пневмоколесные статические, масса 30 т
Машины поливомоечные 6000 л
Выполнение работ безусловно повлечет за собой повреждение примыкающих зеленых насаждений (в том числе, корневой системы), расположенных в месте выполнения работ, их гибель, что дополнительно требует их вырубку и компенсационную посадку.
Согласно Закону Краснодарского края от 23 апреля 2013 г. N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае":
- порубочный билет - разрешительный документ, выданный уполномоченным органом местного самоуправления, дающий право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений (статья 2 пункт 13)
- планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными и экологическими нормами и правилами. Перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов Краснодарского края (далее - плата), которая исчисляется в порядке, прилагаемом к настоящему Закону (далее - Порядок). При несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений плата рассчитывается в пятикратном размере (часть 3 статьи 3).
Таким образом, вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
Однако такие работы не включены в перечень работ, входящих в предмет Контракта, кроме того, со стороны заказчика Подрядчику не передан порубочный билет. В связи с чем Подрядчик не имеет возможности приступить к выполнению работ.
В Контракте и проектной документации на Подрядчика не возложена обязанность по организации оформления порубочных билетов, а также не включены затраты на вырубку и вывоз вырубленных зеленых насаждений, не включены издержки компенсационной посадки.
6. К месту выполнения работ непосредственно примыкают линии электропередач.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 указанных Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением
Проектный номинальный класс напряжения, кВ 750,+/-750 |
Расстояние, м 40 |
Проектный номинальный класс напряжения, кВ 1150 |
Расстояние, м 55; |
В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Однако Заказчиком не было получено и предоставлено письменного решения о согласовании осуществления действий по выполнению строительства сооружения - бетонной дороги в пределах охранной зоны ЛЭП.
В соответствии с пунктом 4.1.7. Контракта Подрядчик обязан предоставлять по требованию Заказчика полную и точную информацию о работах, а также о ходе исполнения своих обязательств по настоящему контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
06.06.2024 в адрес Заказчика направлено письмо Исх. N 11.01 от с просьбой привести Контракт в соответствие с фактическим объемом работ и нормативными требованиями (в части толщины бетонного покрытия).
Письмо было оставлено без рассмотрения.
30.06.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо Исх. N 13.01 с просьбой расторгнуть контракт в обоюдном порядке, в связи с невозможностью выполнения работ по причине, независящей от Подрядчика.
Данное письмо также было оставлено без рассмотрения.
30.07.2024 в адрес Заказчика направлена претензия с требованиями отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по вышеизложенным основаниям.
Претензия осталась без рассмотрения.
01.08.2024 в адрес Заказчика направлена повторная претензия с требованиями отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по вышеизложенным основаниям.
Претензия также осталась без рассмотрения.
Таким образом, Заказчик был уведомлен об обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта, однако не принял никаких мер по устранению перечисленных обстоятельств.
ИП Магомедов, подавая заявку на участие в аукционе, предоставлял согласие на выполнение работ в соответствие с условиями аукционной документации.
Однако ни в аукционной документации, ни в Контракте отсутствовали сведения о необходимости проведения работ на дороге с асфальтобетонного и щебеночного основания, в предмет закупки не были включены сведения о необходимости вырубки зеленых насаждений, а также выполнение иных работ в нарушение действующих строительных норм и правил.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ИП Магомедову Р.Т. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Джубгского г/п Туапсинского района в отношении ИП Магомедова Р.Т. (353440, Краснодарский край, г.Анапа, ул. Чехова д.25; ИНН: 230113147129.), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 августа 2024 г. N РНП-23-580/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024