Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Пьяновой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя муниципального заказчика - начальника МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" Лазаренко А.Х. и в отсутствие представителя заявителя ООО "Брокер Групп", рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" на действия муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Астраханская и ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Мира и проспект 9 Мая, на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Ниловского и ул. Ленина, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Комсомольская и ул. Ленина в ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058024000016), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.07.2024 поступила жалоба ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Астраханская и ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Мира и проспект 9 Мая, на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Ниловского и ул. Ленина, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Комсомольская и ул. Ленина в ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058024000016) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 29.07.2024 NНМ/5416/24 и NНМ/5415/24 рассмотрение жалобы было назначено на 02.08.2024 на 10 час.00 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик 19.07.2024 разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта 5 815 841,36 руб.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 18 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением N2571.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N2571 при закупке работ, работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, пунктом 3 Постановления N2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Заказчиком в файле "Описание объекта закупки" к Извещению определен объект закупки на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Одновременно, Комиссия отмечает, что Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно разделу IV указанной Классификации в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят работы, предусмотренные данной закупкой.
Таким образом, объектом закупки является содержание дорог.
В связи с тем, что объект закупки относится к содержанию автомобильных дорог, а также то, что НМЦК превышает 1 млн. рублей, Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако, исследовав содержание Извещения, Комиссия установила, что в Извещении об осуществлении закупки дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 Постановления N2571 не установлены, что свидетельствует о нарушении частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и образует в действиях Заказчика признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком допущены в Извещении и в проекте контракта разночтения, в части установления сроков исполнения контракта и срока окончания выполнения работ.
Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Извещением предусмотрен следующий срок исполнения контракта: дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта; дата окончания исполнения контракта - в течении 90 календарных дней.
Пунктом 3.3 проекта контракта предусмотрено, что срок выполнения работ: с даты заключения Контракта (при этом отчет начинается с даты, следующего после дня подписания Контракта) в течение 90 (Девяносто) календарных дней.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта). Таким образом, срок оказания услуг наряду со сроками приемки и оплаты входят в понятие срока исполнения контракта.
Данная позиция изложена также в письмах Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394 "О сроке исполнения контракта в сфере закупок (отдельных этапов исполнения контракта)", от 09.08.2023 N 24-06-06/74720 "Об определении срока исполнения контракта (отдельных этапов его исполнения) и применении условий типового контракта на оказание охранных услуг".
Вместе с тем Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком при указании в извещении срока окончания исполнения контракта не учтено, что срок исполнения контракта включает в себя все этапы и меры, реализуемые после заключения контракта, в том числе также приемку и оплату.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 94, пункта 8 части 1 статьи 42 и части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Астраханская и ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Мира и проспект 9 Мая, на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Ниловского и ул. Ленина, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Комсомольская и ул. Ленина в ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058024000016) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" нарушившим части 2, 4, 5 статьи 31, пункты 8 и 12 части 1 статьи 42, части 1 статьи 94 и части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Астраханская и ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Мира и проспект 9 Мая, на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Ниловского и ул. Ленина, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Комсомольская и ул. Ленина в ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058024000016).
3. Выдать муниципальному заказчику МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установку пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки: на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Астраханская и ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Мира и проспект 9 Мая, на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Янгеля, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Ниловского и ул. Ленина, на пересечении автомобильных дорог общего пользования местного значения ул. Комсомольская и ул. Ленина в ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058024000016).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
О.В.Пьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 августа 2024 г. N 030/06/42-877/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024