Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев направленное Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001224000375 от 11.06.2024 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: Круглогодичная площадка для выгула и дрессировки собак, цена контракта 12 164 694,85 (извещение N 0190300001224000375), с ООО "Прагма-Строй" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0190300001224000375 от 11.06.2024 (исх. от 10.07.2024, далее - решение об одностороннем отказе) следует, что между муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" и обществом с ограниченной ответственностью "Прагма-Строй" заключен контракт N 0190300001224000375 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: Круглогодичная площадка для выгула и дрессировки собак (далее - контракт).
Цена Контракта составляет 12 164 694,85 рублей (двенадцать миллионов сто шестьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто четыре рубля 85 копеек), в т.ч. НДС 20 %.
В соответствии с п. 2.8. Заказчик оплатил Подрядчику аванс в размере 30% (Тридцать процентов) от цены Контракта на основании выставленного счета N 137 от 11.06.2024 Подрядчиком в размере 3 649 408,46 руб., что подтверждается платежным поручением N 561 от 20.06.2024.
Согласно п. 2.9. контракта, оплаченный аванс погашается объемами принятых к оплате работ на основании подписанного сторонами документа о приемке выполненных работ, подписанных Заказчиком и Подрядчиком в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего контракта. Последующая оплата производится в соответствии с пунктом 2.6. настоящего Контракта.
Срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 30.08.2024 года.
Для принятия решения, Заказчиком рассмотрены следующие документы:
1) Муниципальный контракт N 0190300001224000375 от 11.06.2024;
2) Счет на оплату N 137 от 11.06.2024;
3) Платежное поручение N561 от 20.06.2024;
4) Письмо N 89-174-19/01-08/2220 от 28.06.2024;
5) Претензия N 89-174-19/01-08/2367 от 09.07.2024.
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории (далее по тексу - работы) объекта: Круглогодичная площадка для выгула и дрессировки собак (далее по тексту - Объект) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N1 Контракта), Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту), Объектным сметным расчетом N ОС-01 (Приложение N 6 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик принять и оплатить надлежащим образом фактически выполненные Работы по Контракту.
Подрядчик допустил нарушение условий муниципального контракта, выразившееся в неисполнении обязательств по муниципальному контракту в части выполнения работ на объекте. До настоящего времени Подрядчик к выполнению работ не приступил, условия пунктов 4.1, 4.6, 4.7, 4.9, 4.10 контракта Подрядчиком не исполняются.
В соответствии с п. 11.4. контракта, расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11.6. контракта основанием для одностороннего расторжения Контракта, в том числе является:
- в случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- в случае принятия актов государственных органов в рамках действующего законодательства Российской Федерации, лишающих Подрядчика права на выполнение работ;
- в случае не устранения Подрядчиком недостатков в выполненных работах в сроки, определенные Заказчиком;
- нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (Пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (часть 2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта (часть 3 статьи 715 ГК РФ);
- невыполнение Подрядчиком одной или нескольких из предусмотренных контрактом работ;
- систематическое несоблюдение (два и более раз) Подрядчиком требований по качеству работы;
- в связи с существенным изменением обстоятельств, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, Контракт вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях;
- в случае нарушения срока замены независимой гарантии, указанного в пункте 9.6.1.3. настоящего контракта, более чем на 30 (тридцать) дней;
- другие случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил, тем самым нарушил п.п. 1.1., З.1., 3.2., 3.4., 4.1., 4.6., 4.7., 4.9., 4.10. контракта.
В соответствии с пунктами 11.4, 11.5, 11.6. контракта, на основании ст.ст. 450.1, 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь ст.ст. 450.1, 708, 715 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 11.4, 11.5, 11.6. контракта, Заказчиком принято решение отказаться от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке и расторгнуть муниципальный контракт N 0190300001224000375 от 11.06.2024 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: Круглогодичная площадка для выгула и дрессировки собак, заключенный между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" и Обществом с ограниченной ответственностью "Прагма-Строй".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 25.07.2024 N ММ/2402/24 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте (ЕИС) и направлено Подрядчику на адрес электронной почты pragmastroi@gmail.com который указан в ЕИС.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.4. контракта, расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.06.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0190300001224000375.
10.07.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.07.2024 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 10.07.2024 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 23.07.2024.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 23.07.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 11.06.2024.
Комиссия установила, что Подрядчик допустил нарушение условий муниципального контракта, выразившееся в неисполнении обязательств по муниципальному контракту в части выполнения работ на объекте. До настоящего времени Подрядчик к выполнению работ не приступил, условия пунктов 4.1, 4.6, 4.7, 4.9, 4.10 контракта Подрядчиком не исполняются.
Подрядчик на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Подрядчика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Действия Подрядчика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Подрядчик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Прагма-Строй" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Прагма-Строй" (ИНН 7103054272), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Пономареве Алексее Алексеевиче (ИНН: 712808152187), по обращению МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001224000375 от 11.06.2024 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: Круглогодичная площадка для выгула и дрессировки собак, цена контракта 12 164 694,85 (извещение N 0190300001224000375), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Прагма-Строй" (ИНН 7103054272), сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Пономареве Алексее Алексеевиче (ИНН: 712808152187), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 июля 2024 г. N 089/10/104-516/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024