Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
врио руководителя управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
При участии в дистанционном режиме посредством ВКС:
от Заявителя - представителей по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Паритет" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных нужд, начальная (максимальная) цена контракта - 19 686 503,43 рублей (извещение N 0190200000324009090), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на официальном сайте 22.07.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок 30.07.2024;
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 30.07.2024;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 01.08.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
По смыслу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с этим подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 14 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Из возражений Заказчика следует, что данные работы не относятся к техническому обслуживанию зданий, сооружений, что не подразумевает предъявления требования к участнику закупки в соответствии с пунктом 14 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно позиции 14 раздела II приложения к Постановлению N2571 при закупке работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений участник закупки должен обладать опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. При этом цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией установлено, что объектом закупки с номером извещения 0190200000324009090 является оказание услуг по техническому обслуживанию систем (автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных нужд.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующий код ОКПД2 80.20.1: Услуги систем обеспечения безопасности.
При этом, позицией 14 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 устанавливаются дополнительные требования к закупкам, предметом которых является техническое обслуживание зданий, сооружений.
В соответствии с кодом ОКПД 2 - Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений относятся к следующему классу:
81 Услуги по обслуживанию зданий и территорий
81.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений не являются объектом закупки.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что согласно части 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Из вышеуказанной нормы следует, что техническое обслуживание зданий включает в себя целый комплекс работ и услуг, которые проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий.
В связи с чем, при осуществлении таких закупок к участникам устанавливаются дополнительные требования в соответствии с позицией 14 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Вместе с тем, из установленного предмета рассматриваемой закупки, а также установленного в описании объекта закупки перечня видов работ, видно, что такой перечень не включает в себя комплекс услуг (работ), входящих в понятие "техническое обслуживание зданий", следовательно, дополнительные требования в соответствии с позицией 14 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 к участникам закупок не устанавливаются.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и приложения к нему, установила, что объект закупки аукциона не относится к отдельным видам товаров, работ и услуг, которые перечислены в Постановлении N 2571, а именно в пункте 14 раздела II Приложения к Постановлению N 2571 (Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 14 Приложения к Постановлению N 2571 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель не предоставил в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Паритет" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных нужд, начальная (максимальная) цена контракта - 19 686 503,43 рублей (извещение N 0190200000324009090), необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 августа 2024 г. N 089/06/31-540/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024